Программа по экологическому воспитанию Наш дом-природа

ВВЕДЕНИЕ
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей седой
могут быть решены только при условии формирования экологического
мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и
культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого
развития.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей
природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы
для формирования системы экологического образования населения. «Указ
Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и
обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН
по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие
постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд
первостепенных
государственных
проблем.
Указанные
документы
подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного
экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения
человека, формируется его отношения к окружающему миру и система
ценностей. Особое значение экологическое образование приобретает с точки
зрения реализации идей образования для устойчивого развития, в частности в
рамках Десятилетия образования для устойчивого развития, объявленного
ЮНЕСКО в 2005 году. В настоящее время практически все страны
рассматривают раннее образование детей, его качество, содержание и методику
работы с дошкольниками с позиций идей устойчивого развития.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель программы «Наш дом — природа» — воспитание с первых
лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной
понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Необходимые предпосылки для реализации настоящей программы —
организация в детском саду работы по ознакомлению детей с окружающим
миром и природой (которая в настоящее время является частью любой
основной программы детского сада), экологизация всех видов детской
деятельности, создание среды для общения детей с природой, подготовка
педагогов, сотрудничество детей, родителей и педагогов, развивающее обучение
на
примерах
ближайшего
окружения.
Экологическое
образование
рассматривается
не как отдельное направление работы дошкольного
учреждения, а как неотъемлемая часть повседневной жизни ребенка.

«Наш дом — природа» является авторской программой, обеспечивающей
преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной
школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Особое
внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и
место человека в ней. У детей формируются первые представления о
существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала
экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к
окружающей среде, к своему здоровью.
Поскольку экология — это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых
организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитии у
детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в
природе взаимосвязях (особенно в старшем дошкольном возрасте). Дети учатся
понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой, и как
живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как
неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к
элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с
окружающей средой и последствий деятельности людей.
Важное
значение
придается
нравственному
аспекту:
развитию
представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному
отношению к ней, умению видеть красоту и неповторимость природы,
выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в
природе и в быту, включая ресурсосбережение. Дети приобретают также
первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной
практической деятельности по охране природы родного края.
Настоящая программа предназначена для работы с детьми от 2 до 7 лет.
При этом педагог осуществляет отбор содержания блоков и строит свои занятия
с учетом возраста дошкольников.
Экологическое образование рассматривается как неотъемлемая часть общего
образования. Программа ориентирует воспитателя на системный подход в
экологическом образовании. В основе реализации программы положены
интеграция и деятельность ребенка. Все разделы связаны друг с другом, а
завершающие темы являются обобщением предыдущих. Так, блок занятий
«Лес» (сообщество) изучается после блоков «Растения», «Животные», «Почва»,
которые дают дошкольникам отдельные представления о живых организмах и
их связях с окружающей средой. Выделяется 4 уровня программы. Первый
уровень представлен блоком «Я и природа» и вводит ребенка в мир природы,
знакомит с ее компонентами (водой, воздухом, растениями, животными и т. п.) и
окружающей средой. На втором уровне каждый компонент рассматривается
отдельно (блоки «Волшебница вода», «Воздух-невидимка», «Солнышко,

выгляни в окошечко», «Что у нас под ногами», «Почва – живая земля», «Что в
доме-природе растет», «Кто в доме-природе живет»). На третьем уровне (блок
«Лесной дом») рассматриваются взаимосвязи живой им неживой природы.
Четвертый уровень представлен блоком «Человек и природа» и посвящен
проблемам охраны природы, ресурсосбережения, усвоению правил поведения в
природе и в быту.
Программа имеет эмблему в виде дома-природы, что отчасти объясняет ее
название.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена
на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать
собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на
совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих
способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому
запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и
оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя,
родителей и детей. Конечной задачей программы является не усвоение
ребенком биологических (экологических) знаний, а формирование у него основ
экологической культуры, умения сопереживать природе и желания сохранить ее.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом
местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Как уже

отмечалось, она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь,
включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с
различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды.
Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте
(«Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи.
Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению
к предшествующим.
В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения
о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее
эстетическая оценка, бережное к ней отношение).
Реализация
программы
предполагает
конструирование
педагогом
развивающей среды и интегрированный подход в организации работы.
Экологические знания и навыки дети получают не только на специально
организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во
время прогулок, экскурсий, игр, чтения книг, занятий по изобразительной,
физической деятельности, на музыкальных занятиях и т. п. Большое внимание
уделяется совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей:
проведению
наблюдений,
экспериментированию,
театрализованной,
музыкальной деятельности и т.д.
Предполагается творческое использование программы воспитателем: он
может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также уровня
развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации.
Кроме того, отдельные блоки могут служить дополнением к основным и
дополнительным программам. Однако наибольший эффект достигается при
систематической работе с детьми по всем блокам.
Программа может быть использована дошкольными учреждениями как
общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Она
разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по
экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида.
В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание во всех
регионах России, а часть методических рекомендаций известна также в
Украине, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Израиле, Сербии, Финляндии,
Швеции, Германии, Греции, Польше, США, Голландии и других странах.
ПРОГРАММА
1. Блок занятий «Я и природа»
Обучающий компонент. Что такое «природа». Солнце (свет и тепло), вода,
воздух (ветер), растения, животные, почва как компоненты природы. Значение
природы в жизни человека. Ребенок как часть природы. Взаимосвязь различных

компонентов природы (почвы, воды, растений, животных и т.п.).
Воспитывающий компонент. Осознание ребенком значения природы в жизни
человека и формирование у него бережного отношения к окружающему миру,
формирование познавательного интереса, умения видеть красоту природы,
эмоционального к ней отношения.
Блок занятий «Вода»
Обучающий компонент. Вода в природе, водоемы, осадки (дождь, снег, роса,
град). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса,
растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды (лед,
вода, пар). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки).
Вода в жизни наземных растений, животных (в том числе комнатных растений
и животных уголка природы). Водные растения, животные. Их
приспособленность к жизни в воде. Использование воды человеком. Вода в
нашем доме, необходимость экономии воды. Загрязнение водоемов и влияние
этого фактора на жизнь растений и животных. Вода и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Осознанное, бережное отношение к воде как к
важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту.
Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов.
Эстетическое восприятие воды в природе (красота рек, озер, капель росы,
сверкающего снега).
3. Блок занятий «Воздух»
Обучающий компонент. Значение воздуха в жизни человека и других живых
организмов. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер — движение воздуха.
Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури. Воздух как среда
обитания живых организмов. Летающие животные (птицы, насекомые).
Распространение семян растений ветром. Особенности строения семян,
разносимых ветром (на примере отдельных растений). Чистый и загрязненный
воздух. Роль растений в поддержании чистоты воздуха. Источники загрязнения:
автомобили, заводы, фабрики. Чистый воздух и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Знание источников загрязнения воздуха,
понимание опасности загрязненного воздуха для здоровья и понимание
необходимости избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления
машин, возле гаражей, вблизи предприятий и т.п.). Посадка растений на улицах,
в детском саду и дома, уход за ними, понимание роли растений в очистке
воздуха. Воспитание отрицательного отношения к факторам, загрязняющим
воздух.
4. Блок занятий «Солнце»
Обучающий компонент. Солнце — источник света и тепла. Смена дня и ночи.
Роль света в жизни растений и животных (на примере комнатных растений и

животных уголка природы). Ночные животные, животные, обитающие под
землей в условиях отсутствия или недостатка света, их особенности. Сезонные
изменения в природе. Животные, обитающие в условиях холода и жары, их
особенности. Природные зоны: тундра, тайга, широколиственные леса, степи,
пустыни и т. п. Роль Солнца в жизни человека. Легенды и сказки о Солнце.
Солнце и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Уход за животными уголка природы и
комнатными растениями с точки зрения обеспеченности их светом и теплом.
Эмоциональное отношение к Солнцу. Красота природы при разных условиях
освещения (закаты, восходы Солнца).
5. Блок занятий «Камни, песок, глина»
Обучающий компонент. Свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность
пропускать воду. Песок и глина вокруг нас. Свойства глины: плотность,
пластичность, вязкость. Животные и растения пустыни и других песчаных и
глинистых мест обитания, приспособленность живых организмов к жизни в
таких условиях. Как человек использует песок (строительство, песочные часы и
т.п.) и глину (посуда, строительный материал, дымковская игрушка).
Разнообразие камней (горных пород, минералов) в природе. Знакомство с
коллекцией камней. Отличительные признаки камней (твердые, не
рассыпаются). Драгоценные и строительные камни. Горы и их обитатели.
Пещеры, вулканы.
Воспитывающий компонент. Развитие эстетического вкуса детей (знакомство
с образцами народных глиняных игрушек, изделий из камня). Воспитание
бережного отношения к природным материалам и сделанным из них предметам.
Формирование эмоционального, бережного отношения к растениям и
животным.
6. Блок занятий «Почва»
Обучающий компонент. Почва как верхний слой земли: «живая земля».
Обитатели почвы (на примере дождевого червя, крота), их особенности и роль в
формировании почвы. Значение почвы для жизни растений, в том числе
выращиваемых человеком. Человек и почва. Необходимость охраны почвы.
Воспитывающий компонент. Выработка навыков ухода за растениями в
группе, дома, на территории детского сада (копка, рыхление почвы на грядках,
внесение удобрений, уход за комнатными растениями). Формирование
бережного отношения к почве и ее жителям. Понимание значения почвенных
животных в природе. Правила поведения при обработке растений и почвы.
7. Блок занятий «Растения»
Обучающий компонент. Разнообразие видов растений в природе. Деревья,
кустарники, травы, их характерные признаки. Части растений (корень, ствол,

листья и пр.). Связь растений с насекомыми и другими животными. Растения —
пища животных и человека. Развитие растений (на примере 1—2 растений
ближайшего окружения). Влияние света, тепла, воды на жизнь растений.
Дикорастущие, культурные, комнатные, лекарственные, ядовитые растения,
растения первоцветы. Почему растения нуждаются в охране. Правила
поведения по отношению к растениям.
Воспитывающий компонент. Воспитание эстетического отношения к
растениям, умения любоваться ими и бережно к ним относиться. Понимание
роли растений в природе и в жизни человека. Формирование навыков ухода за
растениями. Правила обращения с незнакомыми растениями и умение
различать ядовитые растения.
8. Блок занятий «Животные»
Обучающий компонент. Основные отличительные признаки животных.
Разнообразие животного мира. Знакомство с некоторыми представителями
птиц, зверей, насекомых, рыб, земноводных, рептилий, моллюсков. Их
отличительные черты. Значение внешних особенностей в жизни животных.
Питание животных, способы передвижения. Места обитания, «жилище»
животных (дупло, гнездо, нора). Сезонные изменения в жизни животных.
Размножение животных на примере 1—2 видов, обитающих на территории
края, области. Человек и животные.
Воспитывающий компонент. Воспитание бережного отношения к животным,
понимания необходимости существования всех видов без исключения,
неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и
некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными,
обитателями живого уголка. Понимание необходимости охраны не только самих
животных, но и их «дома», местообитания. Правила поведения по отношению к
животным во время пребывания на природе. Помощь животным, обитающим
рядом с нами.
9. Блок занятий «Лес»
Обучающий компонент. Лес как пример сообщества. Взаимосвязь живых
организмов друг с другом (растений и животных, растений и растений,
животных и животных). Взаимосвязь живой природы с неживой (водой, светом,
теплом). Лес как «дом» для растений и животных. Разные типы леса и их
особенности (хвойные, широколиственные, тропические и т. п.). Последствия
уничтожения деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников,
грибов и т. п.). Лес и человек. Значение леса как части природы; его роль в
жизни человека. Лес и наше здоровье. Причины исчезновения лесов на Земле.
Охрана леса.
Воспитывающий компонент. Бережное отношение ко всем лесным жителям,

соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически
неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, сбора
растений для букетов). Умение видеть красоту леса.
10. Блок занятий «Человек и природа»
Обучающий компонент. Обобщение знаний, полученных в процессе изучения
предыдущих блоков. Природа как среда обитания, «дом» человека, животных и
растений. Отношения современного человека с природой. Факты
отрицательного и положительного воздействия человека на природу. Вымершие
животные. Красные книги. Примеры рационального использования природы
человеком. Создание заповедников. Охрана редких видов животных и растений.
Древние люди и природа. Как жить в дружбе с природой.
Воспитывающий компонент. Закрепление правил экологически грамотного и
безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту и навыков
ресурсосбережения. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со
взрослыми в практической природоохранной деятельности, экологических
праздниках, включая День Земли.

Перспективное планирование по программе Н.А.Рыжовой
«Наш дом- природа»
СЕНТЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
ЦЕЛЬ: познакомить детей с кабинетом экологии, рассмотреть выставленные
экспонаты, познакомить с обитателями живого уголка, выяснить, что появилось
нового, что изменилось.
МАТЕРИАЛЫ: наглядные пособия с объектами «природы» и «не природы»,
пейзажи.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Рассмотреть выставленные на полках экспонаты, обсудить их.
Провести беседу на тему: «Что такое экология?» На экологии знакомятся с
природой, разбирают правила поведения на природе, учатся любить природу.
А что такое природа? Это то, что существует само по себе, без помощи человека.
Например: река, камень, растения, животные, горы, почва, река, песок и т.п.
«Не природа» – это то, что создал человек своими руками. Например, машины,
одежда, мебель, продукты и т.п.
В заключении провести игру: педагог называет предметы, если это объекты живой
природы – дети хлопают в ладоши, если «не природа» сидят спокойно.

2 НЕДЕЛЯ
ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА.
ЦЕЛЬ: научить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой
природы.
МАТЕРИАЛЫ: карточки с изображением объектов живой и неживой природы,
наглядные пособия (плакаты, репродукции, пейзажи), мешочки с предметами
живой и неживой природы, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Подчеркнуть, что все живое движется, дышит, питается, размножается (у растений
и животных бывают детки), растет. Рассмотреть на примере морской свинки.

Вспомнить какие у нее были детки. Особо обратить внимание на растения – они
все живые. Доказать это на различных примерах.
Провести игру: детям предлагаются мешочки, в которых лежат различные
предметы живой и неживой природы. Надо попробовать на ощупь определить что
лежит в мешочке и к чему относится этот предмет.
В конце занятия раздать карточки. Дети должны отобрать карточки с
изображением живой природы и обосновать свой выбор.
Если останется свободное время провести игру «живое - не живое» с мячом.

3 НЕДЕЛЯ
ГРИБЫ
ЦЕЛЬ: дать детям представление о разнообразии грибов, рассказать о правилах
сбора грибов, обратить внимание на то, что и ядовитые грибы нужны лесу и
животным.
МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации с изображением грибов (карточки), муляжи грибов,
игрушка Старичок-Лесовичок, загадки о грибах.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
На занятие приходит Старичок-Лесовичок и переживает, что в лесу стало много
мусора, растоптанных и со сбитыми шляпками грибов, поломанных веток.
Объяснить детям, что нельзя топтать грибы. Они нужны диким животным как
лекарство и грибница помогает деревьям питаться (пить водичку).
Показать карточки с грибами и муляжи. Рассказать о самых распространенных
грибах, особое внимание обратить на ядовитые грибы и правилах сбора грибов.
Загадать загадки о грибах.
Прочитать стихотворение П.Синявского «Грибная электричка» и обсудить его.
Поиграть в игру с мячом: «Я знаю пять съедобных грибов…»
В заключение еще раз отметить, что незнакомые и несъедобные грибы не
собирают и не топчут, не сбивают. Они нужны лесу.

4 НЕДЕЛЯ
ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ
ЦЕЛЬ: познакомить с разнообразием деревьев, объяснить что в природе ничего не
происходит случайно. Опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на
земле.

МАТЕРИАЛЫ: гербарий, листья клена, березы, дуба, ясеня, рябины и т.п., семена
этих деревьев, загадки о деревьях (карточки).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Как выглядят деревья осенью?
Почему они сбрасывают листочки?


Холодно, ночью заморозки,



Дни становятся короче,



Дожди, туманы, холодные ветры, ночью замерзают лужи.

Затем познакомить детей со строением дерева.
В конце занятия рассматриваем гербарий и принесенные листья, их семена,
загадываем загадки.
Можно поиграть в мяч: «Я знаю пять названий деревьев…»

ОКТЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ

ОВОЩИ, ФРУКТЫ
ЦЕЛЬ: познакомить детей с разнообразием овощей и фруктов, объяснить
различие между овощами и фруктами, объяснить детям, что только любовь к
земле и труд дают возможность людям выращивать хороший урожай.
МАТЕРИАЛЫ: Загадки на грядках. Карточки, муляжи овощей и фруктов. Живые
овощи и фрукты в корзине. Кукла. Методические пособия с изображением грядок,
огорода, сада.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Девочка приезжает к дедушке и бабушке на дачу, ведут они ее в огород, а там,
грядки ровные зеленеют, почва мягкая, ухоженная.
Что для этого необходимо?


Поливать овощи,



прополка грядок,



рыхление земли,



внесение удобрений и т.п.

Затем загадываются загадки об овощах и фруктах. В качестве помощи
показываются муляжи, живые овощи и фрукты.
Проводится подвижная игра: «Иван, Иван, вырывай бурьян…»

2 НЕДЕЛЯ
ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА
ЦЕЛЬ: дать знания детям, что такое хлеб, как его выращивают хлеборобы, какой
труд вкладывают люди в производство хлеба. Активизировать словарь детей: плуг,
борона, трактор, комбайн, сеялка. Рассмотреть различные колоски и узнать, что из
них делают: пшеница, рожь, овес, ячмень, просо и т.д.
МАТЕРИАЛЫ: методические пособия с изображением хлебоуборочных работ,
трактора, комбайна, поля. Гербарий колосков. Мука, зерна пшеницы, овса, проса,
гречихи и изделия из них: булочка, черный хлеб, овсяное печенье. Гербарий
хлопка и льна.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Провести беседу с детьми:


Что такое хлеб? (Булочки, батоны и т.п.)



Из чего его делают? (Из муки)



Откуда берут муку? (Из колосков)



Где растут колоски? (В поле)

Беседа сопровождается показом иллюстраций и методических пособий.


Кто выращивает колоски? (Люди. Тракторами землю пашут, сеялками зерна
сеют, комбайном убирают) Рассказать о труде, который затрачивают люди
на выращивание хлеба.



Что еще выращивают на полях люди? (Хлопок. Показать, как выглядит
(гербарий) и что из него делают (методическое пособие)



Лен (гербарий)



Чай (гербарий и в коробочке сухая заварка)

В конце занятия загадать загадки.
Надо знать, что у пшеницы
Очень толстая косица,

А у ржи из коски
Кругом торчат волоски,
А ячменный голосок
Имеет длинный волосок.

3 НЕДЕЛЯ
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
ЦЕЛЬ: объяснить детям причину перелета птиц в теплые страны, рассказать о
некоторых из них.
МАТЕРИАЛЫ: методические пособия с изображением различных перелетных
птиц, осени. Карточки со стихами и загадками. Гнезда различных птиц из
демонстрационного материала. Карта перелетов птиц. Методическая игра: «Что ты
знаешь об осени, о птицах», аудиокассета «Голоса птиц»,
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Провести беседу с детьми:


Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются?
Сопровождать свой рассказ показом иллюстраций.

Рассказать истории о горихвостке, удоде, зяблике, соловье и т.п., используя
«Лесную мозаику» В.Зотова.
Дать задание детям: найти спрятавшихся птиц из загадочной картинки
Используя книги и иллюстрации продолжить рассказ о птицах: кукушке, скворце,
ласточке, граче, жаворонке, щегле, а также обратить внимание на водоплавающих
птиц.
В конце занятия раздать карточки и предложить детям выбрать среди них
перелетных птиц.

4 НЕДЕЛЯ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАСЕКОМЫМИ. МУРАВЬИ. ПЧЕЛЫ.
ЦЕЛЬ: дать детям элементарные представления о классе Насекомых, рассказать о
полезной деятельности муравьев и пчел и о том, какой вред лесу причиняют те,
кто разоряет их гнезда.
МАТЕРИАЛЫ: картинки муравьев, их «домика», соты и пчелиный воск, стихи о
муравьях и пчелах и их иллюстрации, игрушки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Рассказать детям об особенностях строения насекомых на примере муравья.
Муравей – семейное насекомое, хищник, помощник лесовода. Питается
листогрызущими насекомыми. Обратить внимание на то, как строится
муравейник, какие функции выполняют муравьи.
Пчелы. Семья состоит из матки и нескольких тысяч рабочих пчел. Летом
появляются трутни. Обязанности молодой пчелы: чистит улей, заботится о
потомстве, строит соты, перерабатывает нектар в мед. Повзрослев, вылетает в
поисках нектара и пыльцы.
Строение улья: В верхнем этаже находится кладовая, где хранится готовый мед.
На среднем уровне находится детский сад (личинки, яйца, молодые пчелки), т.к.
там больше всего воздуха. На нижнем этаже располагается фабрика, куда
загружается нектар и перерабатывается в мед.
В конце занятия провести опрос на тему: «Муравьи, пчелы».

НОЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРА О НАСЕКОМЫХ. ЖУКИ. БАБОЧКИ.
ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми жуками, с циклом развития бабочки,
научить оберегать и не причинять насекомым вреда.
МАТЕРИАЛЫ: дидактические материалы «Тутовый шелкопряд и коллекция
шелк», иллюстрации: стадия развития бабочки, карточки со стихами и загадками,
мультимедийная презентация
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Божья коровка – жук красного (черного, желтого) цвета в черный горошек (7
горошин). Бывает от 2 до 12 горошин. Питается тлей. Личинки тоже в больших
количествах поедают тлю. Божья коровка – беззащитное и безобидное, доверчивое
и простодушное насекомое. Ее называют «коровкой», т.к. выпускает желтое
молочко. Летает. У нее есть 2 крыла, 2 надкрылышка.
Далее рассказать детям об особенностях строения бабочки, показать стадии ее
развития. Затем, показывая методическое пособие, рассказать о тутовом
шелкопряде. Показать образцы тканей и нитей. Задать вопрос: «Как бабочка
помогает человеку?»
Затем рассказать сказку о превращении бабочки в куколку.
В конце занятия – загадки о насекомых.

2 НЕДЕЛЯ
ПОДГОТОВКА ДИКИХ ЗВЕРЕЙ К ЗИМЕ.
ЦЕЛЬ: дать элементарные представления детям о подготовке диких зверей к зиме.
МАТЕРИАЛЫ: рассказ В.Бианки «Прячутся», рассказ С.Воронина «Полосатая
спинка», стихи и загадки о диких животных (карточки).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Показывая карточки с изображением диких животных рассказать о том, как
каждый из них готовится к зиме. Свой рассказ сопровождать загадками и стихами.
На примере бурундучка из рассказа С.Воронина «Полосатая спинка» рассказать,
как некоторые дикие звери строят норы, какие делают запасы.

3 НЕДЕЛЯ
ВОДА ВОКРУГ НАС.
Блок «Волшебница вода».
ЦЕЛЬ: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в
каком виде существует вода в окружающей среде.
МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации и картины с изображением воды, рисунки к блоку
«Я и природа», глобус, Н.А.Рыжова «Волшебница вода» стр.6-10, стихотворение
Э.Мошковской «Речка».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Предлагается детям вспомнить где и какую они видели воду (в помещении, на
прогулке) в течении всего дня, как они ее использовали.
Рассматриваем с детьми глобус. Какого цвета вода на глобусе? Обращаем
внимание на то, что на Земном шаре воды больше, чем суши. Рассматриваем
океаны, моря – в них вода соленая. В реках и озерах вода без вкуса (она
называется пресная).
Пусть дети подумают: откуда берется вода в кране? Вода в кране из реки, из
подземного озера. Вода, которая нужна человеку для питья на самом деле не так
уж много. На Земле осталось очень мало чистой воды. Мы берем из крана чистую
воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную. Значит, воду надо
беречь.
Мы не можем прожить без воды. Кажется, что воды на земле очень много, ее
должно хватать всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на
нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все
меньше и меньше, так как люди загрязняют водоемы.

4 НЕДЕЛЯ
ЭТА ВОЛШЕБНИЦА ВОДА.
Блок «Волшебница вода».
ЦЕЛЬ: познакомить детей с различными природыми явлениями (дождь, роса,
снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
МАТЕРИАЛЫ: загадки о различных состояниях воды, картинки с изображением
дождя, облаков, росы, инея, снега, сосулек, льда, морозных узоров, Н.А.Рыжова
«Волшебница вода», стихотворения С.Жупанина «Прыг да прыг…», О.Григорьева
«Какой дождь», А.Тараскина «Сколько знаю я дождей», В.Лившица «Видел сам»,
В.Кудрявцева «Роса», Б.Заходера «Первый снег», Ю.Марцинкявичуса «Ледяные
цветы».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Предложить детям объяснить, что они представляют при слове «вода»? (дождь,
туман, лужа, сосулька и т.п.) Получается, что она бывает очень разной. Может
быть вода, как волшебница умеет превращаться?
Предложить детям рассмотреть разные пейзажи. Одинаковая ли на них
изображена вода?
Затем, подробно останавливаясь на каждом из предложенных рисунков обсудить
состояние воды. При этом детям прочитать стихотворение, загадать загадку. В
конце обсудить прочитанные стихотворение.

ДЕКАБРЬ
1 НЕДЕЛЯ
ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ.
Блок «Волшебница вода».
ЦЕЛЬ: дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
МАТЕРИАЛЫ: Н.А.Рыжова «Волшебница вода» стр.20-27, стихотворения
С,Погореловской «Весенний разговор», Г.Люшнин «Капелька», Э.Мошковской
«Капли в море», самодельный рисунок, изображающий круговорот воды,
бумажные короны с изображением капельки на каждого ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Для проведения этого занятия проводится подготовительная работа. Стаканчики с
водой ставятся в помещении в различные места (на подоконник, на батарею, на
полочку). Вода может быть подкрашена, следы краски останутся на стенках
стаканчиков и будут указывать на изменение уровня воды.

Спросить у детей, уменьшилось ли количество воды? Обсудить с ними, куда
исчезла вода. Что с ней могло случиться? Объяснить детям, что капельки воды
постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках, поят
растения, а затем, под лучами солнышка, снова возвращаются домой – к тучкам, из
которых когда-то пришли на землю в виде дождя.
Обратить внимание, где быстрее исчезает вода: там где тепло или там, где
прохладно? Предложить детям вспомнить, в какую погоду быстрее высыхают
лужи: в жаркую или в прохладную? Вывод: вода исчезает быстрее в жаркую
погоду, когда тепло.
Прочитать детям стихотворения и обсудить их.
В конце занятия дети должны сделать следующий вывод: капельки воды в природе
«ходят, движутся» по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя или снега,
путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода
не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.
2 НЕДЕЛЯ
КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА.
Блок «Волшебница вода».
ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание
на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их
приспособленность к водной среде обитания.
МАТЕРИАЛЫ: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные
ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки
снега, термос с горячей водой или кипятильник, стекло или зеркальце,
акварельные краски, Н.А.Рыжова «Волшебница вода» стр.27-31.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ОПЫТ №1. ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ.
Два стаканчика: один - с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить
ложечки. Где они видны? Почему?
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
ОПЫТ №2. У ВОДЫ НЕТ ВКУСА.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Для
сравнения можно дать молоко или сок.
ОПЫТ №3. У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чет она пахнет. Дети должны
убедиться, что запаха нет.

ОПЫТ №4. ЛЕД – ТВЕРДАЯ ВОДА.
Принести кубики льда в помещение, поместить в отдельную посуду.
Понаблюдать, как постепенно уменьшаются в размере кубики льда. Что с ними
происходит? Аналогично можно проследить за таянием снега. Вывод: лед, снег –
это тоже вода.
ОПЫТ №5. ПАР – ЭТО ТОЖЕ ВОДА.
Нужно взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить
над паром зеркальце. На нем выступают капельки воды, показать их детям.
ОПЫТ №6. ВОДА - ЖИДКАЯ, МОЖЕТ ТЕЧЬ.
Раздать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить
аккуратно перелить из одного в другой. Льется вода? Почему?
ОПЫТ №7. В ВОДЕ НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА РАСТВОРЯЮТСЯ,
НЕКОТОРЫЕ НЕ РАСТВОРЯЮТСЯ.
Взять два стаканчика с водой. В один из них положить сахарный песок, а в другой
– речной и попробовать размешать его ложкой. Что получается?
ОПЫТ №8. ЛЕД ЛЕГЧЕ ВОДЫ.
Возьмем кубик льда и поместим в стаканчик с водой. Лед плавает в воде. Он легче
воды, поэтому и не тонет. Оставить лед в стаканчике и посмотреть, что с ним
будет дальше.
ОПЫТ №9. ВОДА БЫВАЕТ ТЕПЛОЙ, ХОЛОДНОЙ И ГОРЯЧЕЙ.
Дать детям потрогать стаканчики с водой разной температуры. Подчеркнуть, что в
реках, озерах, морях тоже бывает вода разной температуры, а значит в них живут
разные растения и животные.
ОПЫТ №10. ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ.
Налить воду в сосуды разной формы: круглый, квадратный, треугольной,
прямоугольной. Что происходит, Вода принимает форму того сосуда, в котором
находится.

3 НЕДЕЛЯ
ЧТО РАСТЕТ В ВОДЕ.
Блок «Волшебница вода».
ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их
особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде.

МАТЕРИАЛЫ: рисунки, фотографии водоемов и водных растений, книги:
А.Онегов «На берегу озера», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения
Буратино, Г.-Х.Андерсен «Дюймовочка», Н.А.Рыжова «Волшебница вода» стр.3136, дидактическая игра «Кто в озере живет».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В начале занятия спросить у детей, кто из них бывал на озере, на реке, на пруду.
Видели ли они там какие-нибудь растения? Что им запомнилось? Затем
рассмотреть рисунки с изображением водоемов и отдельных водных растений,
рассказать о них:
1. Белая кувшинка имеет прекрасные белые цветы с желтой серединкой. К ним
часто прилетают разные насекомые и пьют вкусный сок – нектар. Цветки
кувшинки особенные – они как будто знают, который час, когда им пора
отрываться, а когда закрываться. Их даже называют часы-цветы. По
поведению цветов кувшинки можно предсказать погоду. Перед ненастьем
они прячутся в воде.
2. Кубышка желтая обычно растет рядом с кувшинками. Свое название она
получила за то, что ее плоды похожи на маленькие зеленые кувшинчики –
кубышки. Ими очень любят лакомиться бобры.
3. Стрелолист получил свое название благодаря форме верхних надводных
листьев. Лист напоминает наконечник стрелы. Нижние листья напоминают
длинные тонкие зеленые ленточки. Получается, что на одном растении
разные по форме листья.
4. Ряска – небольшие зеленые пластинки (кружочки) часто покрывают
значительную часть водоема. Обычно ряска состоит из трех кружочков –
одного большого и двух маленьких. Это «мама» и две «дочки». Со временем
«дочки» отделятся от большого кружочка-мамы и будут плавать сами.
В конце занятия прочитать книгу А.Онегова «На берегу озера» и рассмотреть
иллюстрации водных растений.

4 НЕДЕЛЯ
НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА.
ЦЕЛЬ: учить детей бережно относится к лесу и растущим деревьям, дать понятие
«хвойные деревья» и объяснить различия между елью, сосной и лиственницей.
МАТЕРИАЛЫ: карточки со стихами о Новом годе и елке, плакат с изображением
новогодней ели, методическое пособие с изображением ели и кто живет около нее,
коллекция «Голосеменные растения».

ХОД ЗАНЯТИЯ:
На занятие приходит игрушечный заяц и плачет. Что случилось? Разбойники хотят
срубить елочку в лесу. Звери прогнали их. А теперь заяц узнает, что разбойники
хотели срубить елку для ребят в детский садик и украсить ее. Что же делать?
Елка – это дом для разных зверей и птиц (вывешивается плакат), которые живут
около нее и питаются семенами шишек. А для людей, для праздника-Нового года
добрый дедушка Мороз выращивает елки в специальном питомнике.
Рассмотреть коллекцию голосеменных растений и обратить внимание на их
различия.

ЯНВАРЬ
2 НЕДЕЛЯ
КТО ЖИВЕТ В РЕКЕ.
Блок «Волшебница вода».
ЦЕЛЬ: познакомить детей с представителями водных животных, показать из
особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде, разьяснить
необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
МАТЕРИАЛЫ: книги: Н.А.Рыжова «Волшебница вода» стр. 36-43,
дидактическая игра «Кто в озере живет», «Рыбы» серия «Мир природы», альбом с
игровыми заданиями «Что ты знаешь о рыбах», В.Бианки «Рыбий дом»,
фотографии, рисунки рыб, лягушек, ракообразных и других животных,
обитающих в водной среде, нашей местности, которые знакомы детям.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Рассказать детям об обитателях рек и озер, их строении, функции органов. Назвать
некоторых речных рыб.
1. Карась живет в прудах и озерах. Карась любит теплую воду, тину да ил.
Ленив карась: попадется ему водяная блоха – проглотит, попадется личинка
стрекозы – ее съест. А нет ничего траву пощиплет.
2. Щука любит затаится в зарослях водорослей, в тени деревьев. Это она в
засаде, ждет добычу. А добыча у нее и окуньки и лещи. Проплывет мимо
стайка мальков - щука по воде стукнет хвостом, мальки все разом кверху
подпрыгнут, а шука уже снизу их с раскрытой пастью поджидает.
3. Сом любит лежать на дне реки, как полено. Дно серое и он серый.
Проплывет мимо плотва или другая рыбка – сом только раскроет свою

огромную пасть с мелкими и острыми, как иголочки, зубами, проглотит
рыбку и опять лежит. А большой сом и уток глотает.
4. Окунь любит держаться стайкой в чаще зеленых речных трав. Поэтому
окунь и сам зеленый в черную полоску. Затаится, как волк в лесной чаще,
быстро схватит малька и дальше плывет…
В конце занятия поиграть в игру “Ловись рыбка”. Прочитать рассказ В.Бианки
“Рыбий дом”.

3 НЕДЕЛЯ
ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ.
Блок «Волшебница вода».
ЦЕЛЬ: познакомить детей с многообразием подводной жизни.
МАТЕРИАЛЫ: дидактическая игра «Кто живет в глубинах вод», С.Заплатная
«Что ты знаешь о рыбах», В.Зотов «Как рак - отшельник нашел себе друга»,
С.Сахаров «Девочка и дельфин», П.Ляхов «Я познаю мир», иллюстрации с
изображением обитателей морей и океанов, дидактическая игры.
ХОД ЗЯНЯТИЯ:
Когда на море ты бывал,
То каждый раз ты лишь играл
С песком, с корабликом бумажным,
Что по воде плывет отважно.
Качаясь на морской волне,
Не знаешь ты, что там на дне.
Показывая иллюстрации рассказать детям о некоторых обитателях морей.
Акулы – морские хищники. Киты и дельфины – внешне напоминающие рыб,
млекопитающие. Самый крупный зверь – это кит.
Медузы – студенистые создания, имеют прозрачное тело. Рот на нижней стороне
мешка и окружен венчиком из щупалец. Передвигается при помощи сокращения
зонтика. На поверхности воды питается мелкими морскими животными, имеет
много врагов.
Морской конек – рыбка, кости и внутри и снаружи, один глаз смотрит вперед,
другой назад. Хоботок всасывает морскую живность, как пылесос (зубов нет).

Ракообразные покрыты хитиновым панцирем, имеют десять конечностей, две
мощные клешни, которыми добывают добычу и борются, на голове три пары
челюстей, одни из которых жвалы – размягчают пищу, другие – фильтруют. Глаза
состоят из множества маленьких глазков – фасеток. Откладывают яйца, похожие
на икру. Много врагов.
Кораллы – тоже животные. Полипы напоминают сказочный лес – прикрепляются
подошвой к твердой основе. На другом конце щупальца и рот. Из кораллов делают
украшения.
В конце занятия почитать книги и поиграть в игру.

4 НЕДЕЛЯ
ПТИЦЫ ЗИМОЙ
ЦЕЛЬ: познакомить детей с птицами, остающимися зимовать в наших лесах.
Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, наблюдать за ними,
испытывать радость от сознания, что, делясь крохами, можно спасти птиц от
гибели.
МАТЕРИАЛЫ: В.Зотов «Лесная мозаика», С.Заплатная «Что ты знаешь о
птицах», П.Ляхов «Я познаю мир», иллюстрации с изображением зимующих птиц,
набор магнитных карточек на тему «Птицы зимой».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Паказывая иллюстрации рассказать о птицах, которые остались зимовать в наших
лесах и городах. Обратить внимание на питание птиц и дать элементарные знания
о том, чем кормят птиц зимой.
1. Королек (история о том, как птичка захотела стоать королем), ищут корм на
деревьях, осматривая все щелочки (насекомые, личинки, гусеницы)
2. Синица – зимой испытывает трудности с кормом. Питается семенами трав,
подбирается поближе к жилью человека.
3. Снегирь – любит ягоды рябины и бузины, семена ольхи, ясеня, клена.
4. Свиристель
5. Клест
6. И т.п.

ФЕВРАЛЬ
1 НЕДЕЛЯ
ЛЯГУШКА.
Блок «Волшебница вода».
ЦЕЛЬ: показать детям развитие лягушки от икринки до взрослой особи, связи
лягушки с окружающей средой, объяснить сезонные изменения в жизни лягушки.
МАТЕРИАЛЫ: комплект карточек жизненного цикла лягушки, В.Гаршин
«Лягушка-путешественница», плакат с изображением водоема и водных растений
Н.А.Рыжовой «Кто в озере живет», комплект магнитных карточек на тему
«Водоем», стихи и загадки о лягушке, карточки, изображающие многообразие
лягушек (дополнительно), игрушки: БИ-БА-БО (лягушка) и резиновая лягушка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Используя весь имеющийся материал рассказать о лягушке по следующему плану.
У болотной мягкой кочки,
Под зелененьким листочком,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая ……..(лягушка)
1. Показать детям развитие лягушки от икринки до взрослой особи.
2. Объяснить сезонные изменения в жизни лягушки.
3. Указать на связи лягушки с окружающей средой.
4. Обратить внимание на внешний вид, строение лягушки как на отражение ее
приспособления к условиям окружающей среды и образу жизни.
5. Показать иллюстрации лягушек, обитающих в разных уголках земного шара
и кратко рассказать о них.
В конце занятия раздать детям карточки и предложить самостоятельно выполнить
разные задания.

2 НЕДЕЛЯ
ЖИЗНЬ БЕЗ ВОДЫ.
Блок «Волшебница вода».

ЦЕЛЬ: рассказать детям о приспособлении различных растений и животных к
жизни в пустыне.
МАТЕРИАЛЫ: плакат с изображением пустыни, иллюстрации, карточки с
изображением обитателей пустыни, кактусы, П.Ляхов «Я познаю мир», В.Флинт
«В пустыне», Н.Романова «Ящерица без хвоста», стихи и загадки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Рассказать детям о приспособлении животных и растений к суровым условиям
жизни в пустыни.
Пустыни оживают весной во время дождей.
Растения: саксаул, кактус, алоэ, пустынная осока, однолетники.
Животные: верблюд (длинные ресницы защищают глаза от песка, оба пальца на
каждой ноге соединены мозолистой подушкой, может есть разные растения, жара
не действует на верблюда), газель Джейран, варан (одна из самых крупных
ящериц, быстро бегает, легко прыгает и свободно взбирается на ветки кустарника,
селится в норах песчанок и сусликов, предварительно пообедав хозяином, зиму
проводит в норе) и другие ящерицы, тушканчик ( по внешнему виду напоминает
кенгуру, живут в неглубоких норах со множеством выходов, питаются растениями
и насекомыми), песчанка, сурок (крупный грызун, живет семьями, имеют одну
основную нору, где проходит зимняя спячка и появляется молодняк и несколько
кормовых или защитных нор, никогда не сгрызает всех стеблей растений,
накапливают жир, спят всю зиму), насекомые и птицы.

3 НЕДЕЛЯ
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
ЦЕЛЬ: познакомить детей с домашними животными, объяснить зачем человек
ухаживает за дом. животными, как нужно бережно к ним относиться, как
домашние животные помогают людям.
МАТЕРИАЛЫ: фотографии и иллюстрации с изображением домашних
животных, комплект карточек на каждого ребенка с изображением диких и
домашних животных, аудиокассета с голосами домашних животных,
методический материал: учебная коллекция «Шерсть».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Показывая иллюстрации с изображением домашних животных, рассказать о них,
особенностях их строения и о том, как они помогают человеку. Обратить особое
внимание на то, как человек заботиться о домашних животных. Подробно
рассмотреть коллекцию «Шерсть» и обсудить ее.

Закрепить с детьми названия животных, выучить как они «разговаривают», как
называются их детеныши.
Параллельно загадывать загадки о домашних животных.
В конце занятия раздать карточки и попросить детей выбрать среди предложенных
карточек домашних животных.

4 НЕДЕЛЯ
ПРОГУЛКА В ЗООПАРК.
ЦЕЛЬ: познакомить детей с дикими животными других климатических зон
(львом, тигром, слоном, жирафом, крокодилом и т.п.), дать первоначальное
представление о том, где они обитают, чем питаются, как добывают себе пищу,
как приспособились к окружающей среде.
МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации с изображением диких животных различных
климатических зон, аудиокассета «Голоса животных», стихи и загадки (карточки),
стихотворение С.Я.Маршака «Где обедал воробей», глобус.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Рассказывая о каждом животном в отдельности, показывать иллюстрацию,
включать аудиокассету с записью издаваемых звуков, загадывать загадки или
прочитать стихотворение о данном животном. Спросить, как называются его
детеныши и как данное животное «разговаривает».

МАРТ
1 НЕДЕЛЯ
Я И РЕКА.
Блок «Волшебница вода».
ЦЕЛЬ: привить навыки экологически грамотного поведения во время пребывания
на водоемах, научить любоваться реками, озерами, понимать необходимость
бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.
МАТЕРИАЛЫ: Н.А.Рыжова «Волшебница вода» стр.50-52, рассказы
Н.А.Рыжовой «Как люди речку обидели», «Жила-была река» и самодельные
иллюстрации к ним, стихотворение С.Михалкова «Прогулка».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Перед прочтением рассказа Н.Рыжовой расспросить детей: кто из них отдыхал на
реке? Что они делали? Что делали их родители? Любят ли дети отдыхать на реке?
Брали ли они с собой еду, бумагу? Куда потом все это дели?

Не все знают как правильно себя вести, как сделать так, чтобы речка не обиделась,
чтобы она оставалась чистой и любила людей.
Затем прочитать рассказ и обсудить его:
1. Какой была Речка до прихода семьи? Опишите ее.
2. Почему она посерела и погрустнела после того, как люди отдохнули на ее
берегу?
3. Как семья обидела речку и ее жителей?
Необходимо подчеркнуть, что семья могла обидеть речку не потому, что очень
хотела этого. Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил
поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно
относиться. Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки
можно выбрасывать мусор. Если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и
почему именно, то речки останутся голубыми.

2 НЕДЕЛЯ
БЕСЕДА О РАННЕЙ ВЕСНЕ.
ЦЕЛЬ: рассказать детям о первых признаках весны, о лесных зверях и птицах
ранней весной.
МАТЕРИАЛЫ: С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев», иллюстрации лесных зверей
и птиц. Стихи и загадки о весне и о диких животных.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Познакомить детей с первыми признаками весны


тает снег,



день становится длиннее,



поют первые свои песни птицы,



чаще светит солнце,



чаще появляются на небе кучевые облака,



большая разница температур (днем тепло, ночью холодно)

Затем, показывая иллюстрации и загадывая загадки рассказать о лесных
обитателях.
В конце занятия рассказать сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» для
закрепления знаний о временах года, о месяцах.

3 НЕДЕЛЯ
БУКЕТ ДЛЯ МАМЫ.
ЦЕЛЬ: познакомить детей с декоративными садовыми цветами.
МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации садовых цветов, набор магнитных карточек на тему
«Приусадебный участок», стихи и загадки о цветах из книги, лото «Растут цветы».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Рассказать детям, что необходимо для роста растений:


вода,



почва,



тепло,



свет,



удобрения,



рыхление,



прополка .

Вспомнить из каких частей состоит растение и какую функцию несет каждая
часть:


корень,



стебель,



листья,



цветок,



плод (семена).

Затем игра в лото. Показывая иллюстрацию с изображением разных садовых
цветов сделать букет для мамы. Дети сами должны выбрать понравившиеся им
цветы и назвать их названия.

4 НЕДЕЛЯ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ.
ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми видами комнатных растений, их
особенностями.

МАТЕРИАЛЫ: живые цветы: хлорофитум, колеус, различные виды бегоний:
крапчатая, лотосовидная, кленолистная, вечноцветущая, папоротник, бальзамин,
пеларгония и т.д., карточки с изображением условий роста растений, плакаты с
изображением частей растений и как нужно ухаживать за комнатными цветами.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Объяснить детям для чего сажают комнатные цветы в помещении:


для красоты,



притягивают пыль,



очищают воздух,



дают нам кислород,



делают хорошим настроение.

Рассказать детям, какие условия необходимы для роста растений в комнате:


солнышко, которое дает растению свет и тепло,



почва,



полив,



рыхление земли,



внесение удобрений,



вытирание пыли с листочков.

Показывая то или иное растение указать детям, где стебель, листья, корень,
цветок. Обратить особое внимание на форму листьев, окраску, величину.
В конце занятия предложить детям поиграть в цветочный магазин. Ребенок –
продавец, педагог – покупатель. Задавая наводящие (порой хитрые или смешные)
вопросы покупатель просит продать ему тот или иной цветок в подарок.

АПРЕЛЬ
1 НЕДЕЛЯ
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
ЦЕЛЬ: познакомить детей с птицами, которые возвращаются в наши леса,
рассказать о трудностях, которые они встречают во время перелетов.

МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации с изображением перелетных птиц, карточки со
стихами и загадками, В.В.Зотов «Лесная мозаика», В.Барков «Голубой апрель»,
С.Заплатная «Что ты знаешь о птицах», кассета «Голоса птиц».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Показывая иллюстрации рассказать детям о соловье, кукушке, зяблике,
горихвостке, трясогузке и т.д.
Послушать аудиокассету с голосами птиц.
Объяснить, какую важную роль играют птицы в природе, как помогают защитить
деревья от поедания их насекомыми, рассказать, почему нельзя разорять птичьи
гнезда, уделив особое внимание правилам поведения на природе.
Загадать загадки о птицах.
В конце занятия поиграть в игру: «Назови птицу по описанию».

2 НЕДЕЛЯ
ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ И ТРАВЫ.
ЦЕЛЬ: познакомить детей с полевыми цветами и травами, научить любоваться
травянистыми растениями, видеть и воспринимать их красоту. Обратить внимание
на то, что многие из них являются лекарственными, помогают человеку
избавиться от многих болезней.
МАТЕРИАЛЫ: карточки с изображением травянистых растений, игрушки БИБА-БО.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
На занятие приходят различные больные зверюшки. У одного болит животик,
другой поранил лапку, третий жалуется на боли в сердечке и т.д.
Мы их лечим различными лекарственными травами (рассказываем о свойствах
трав).
Показывая карточки с изображением других травянистых растений рассказать об
их особенностях и характерных отличиях.
В конце занятия загадать загадки, прочитать стихи и поиграть в игру «Узнай
травянистое растение по описанию».

3 НЕДЕЛЯ
ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ.

ЦЕЛЬ: напомнить детям о деревьях и кустарниках, которые их окружают во дворе
и на детской площадке. Обратить внимание на распустившиеся сережки и почки
деревьев.
МАТЕРИАЛЫ: гербарий и иллюстрации с изображением деревьев, загадки о
деревьях, набор магнитных карточек на тему «ЛЕС», сережки, семена и плоды
деревьев.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Вспомнить, какие бывают деревья: хвойные (ель, сосна, лиственница) и
лиственные (береза, клен, ясень, дуб, липа, тополь, осина и т.д.). Какие хвойные
(лиственные) деревья растут на территории детского сада и около дома детей.
Аналогично вспомнить какие кустарники знают дети.
Во время прогулки понаблюдать за молодыми распускающимися листочками, на
многих деревьях и кустарниках сначала появляются сережки. Закрепить названия
тех или иных деревьев. Обратить внимание на кору. Она у многих деревьев
отличается по цвету.
Загадать загадки и прочитать стихи о деревьях и кустарниках.
В конце занятия поиграть в игру: «Найти дерево (кустарник) по описанию.

4 НЕДЕЛЯ
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ
ЦЕЛЬ: напомнить детям об обитателях наших лесов, рассказать о заботе к
появившемуся потомству.
МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации с изображением диких зверей нашей природной
зоны, дидактическая игра «Кто живет в лесу», стихи и загадки о диких животных,
книги: В. В.Бианки «Дед Мороз и Весна», Г.Скребицкий «Пушок», кроссворд на
тему «Дикие звери».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Сопровождая свой рассказ показом иллюстраций, стихами и загадками, рассказать
детям о поведении диких животных весной в лесу, выведении потомства и заботе
о нем.
В конце занятия разложить на ковре карточки с изображением диких и домашних
животных, а также животных других зон. Дети должны выбрать из предложенных
карточек только те, на которых изображены обитатели наших лесов.

МАЙ
1 НЕДЕЛЯ
ПО СТРАНИЦАМ «КРАСНОЙ КНИГИ»
ЦЕЛЬ: рассказать детям о том, какой ущерб нанес природе человек своим
неразумным поведением. Познакомить с понятием «Красная книга».
МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации из «Красной книги», видеофильм «по страницам
Красной книги».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Познакомить детей с «Красной книгой». Где, когда и почему она была создана.
Красная книга – это программа практических мероприятий по спасению редких
видов. Красный цвет книги – это сигнал тревоги, призыв к активному действию и
защите десятков видов животных и растений. Привести примеры исчезающих
видов животных или растений.
В заключении посмотреть видеофильм.

2 НЕДЕЛЯ
НАПОМИНАЮЩИЕ ЗНАКИ
ЦЕЛЬ: изучить с детьми нормы и правила поведения на природе. Побуждать
детей к фантазии и творчеству, вызывать у них желание вносить посильный вклад
в природоохранительное воспитание населения.
МАТЕРИАЛЫ: карточки со знаками, напоминающими правила поведения на
природе, карандаши и бумага на каждого ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Показать детям карточки со знаками, напоминающими правила поведения в
природе, и предложить детям рассказать, что означает каждый знак. Спросить у
ребят, почему следует поступать так или иначе.
В конце занятия предложить детям придумать свои знаки, нарисовать их, написать
забавные подписи к ним, чтобы вызвать желание у отдыхающих на природе вести
себя культурно и не причинять ей вреда.

3 НЕДЕЛЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА ПРИРОДЕ
ЦЕЛЬ: закрепить у детей знания о культуре поведения в природе, учить их верно
оценивать свои поступки и поступки окружающих.

МАТЕРИАЛЫ: схема путешествия в лес, гнездо с птичьими яйцами, игрушки:
белка, бабочка, птица, Старичок - Лесовичок.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Разделить детей на две команды и предложить разным участникам, поочередно то
из одной, то из другой команды, оценить конкретную ситуацию, сказать, что в ней
сделано так, а что нет. Товарищи по команде дополняют и исправляют его ответы,
если в этом есть необходимость. Команда соперника внимательно следит за
обсуждением. Она заинтересована дополнить или исправить отвечающего, чтобы
получить дополнительное очко.
Короткие сюжеты, в которых дети должны разобраться берутся из книги
Л.П.Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми».

4 НЕДЕЛЯ
ЗНАКОМИМСЯ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ.
Блок: «Песок. Глина. Камни.»
ЦЕЛЬ: познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и
глина, и их свойствами, показать, чем они похожи и чем отличаются.
МАТЕРИАЛЫ: Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами», песок, глина в стаканчиках,
стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы, камни, комнатное растение,
ракушка, сухие осенние листья, письмо Старичка-Боровичка, стихотворения
Л.Квитко «На песке», С,Маршака «Желтая страница» (фрагмент), Г,Ладонщикова
«Золотистая гора».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Во время прогулки предложить детям отыскать материалы, провести с ними
экспериментирование.

ИЮНЬ
1 НЕДЕЛЯ
КТО ЖИВЕТ В ПЕСЧАНОМ ДОМЕ.
Блок: «Песок. Глина. Камни.»
ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми живыми организмами, живущими в
песчаных местообитаниях, и их приспособленностью к таким условиям.
МАТЕРИАЛЫ: Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами», песок, фотографии
животных песчаных пустынь и морских или речных пляжей, фрагменты

видеофильмов об их жизни, макет пустыни, настольная лампа, стихотворение
С.Я.Маршака «Желтая страница», письмо Верблюда, Черепахи.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Во время прогулки предложить детям отыскать материалы, провести с ними
экспериментирование.

2 НЕДЕЛЯ
ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ ПЕСОК И ГЛИНА.
Блок: «Песок. Глина. Камни.»
ЦЕЛЬ: познакомить дошкольников с использованием песка и глины в
зависимости от их свойств, воспитывать уважительное отношение к народным
промыслам, бережное отношение к предметам быта, игрушкам.
МАТЕРИАЛЫ: Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами», карта для поисков клада,
детские лопатки, черепки глиняной посуды, слепленные из глины небольшие
тарелки, чашки, миски, как целые, так и разбитые (посуда «древних людей»),
дощечки для работы с образцами глины и песка, различные глиняные игрушки и
свистульки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Во время прогулки предложить детям отыскать материалы, провести с ними
экспериментирование.

НЕДЕЛЯ 3
КАКИМИ БЫВАЮТ КАМЕШКИ.
Блок: «Песок. Глина. Камни.»
ЦЕЛЬ: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,
особенностями, учить классифицировать по разным признакам.
МАТЕРИАЛЫ: Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами», стихотворение
В.Кудрявцевой «Алмазная гора», сказка Н.А.Рыжовой «О чем шептались
камешки», коллекция камней, мисочка с водой, лупа.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Во время прогулки предложить детям отыскать материалы, провести с ними
экспериментирование.

4 НЕДЕЛЯ
КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ КАМНИ.
Блок: «Песок. Глина. Камни.»
ЦЕЛЬ: показать, какую роль играют камни в жизни человека, познакомить
дошкольников с некоторыми камнями, которые люди используют для своих нужд
с давних времен.
МАТЕРИАЛЫ: Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами» стр151-155, образцы
полезных ископаемых, морковка, игрушка Гном, сказка братьев Гримм
«Беляночка и Розочка» или «Белоснежка и семь гномов», письмо от гнома.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Во время прогулки предложить детям отыскать материалы, провести с ними
экспериментирование.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».