Программа по нравственно-патриотическому воспитанию 2023

1.Тема: Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно –
патриотических чувств у дошкольников.
2.Методологическое обоснование проекта: деятельностный, личностно –
ориентированный, культурологический подход в воспитании и обучении к
ребенку, теория развития личности, а также работы педагогов по проблеме
нравственно – патриотического воспитания и духовности в дошкольном детстве.
2.1. Актуальность программы для развития системы образования,
соответствие
ведущим
инновационным
направлениям
развития
образования Республики Бурятия: заключается в том, что в период
обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль культуры
как источника развития детей.
В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской
культуры, изучения истории народа, восстановления духовности не только у
взрослых, но и детей.
ФГОС дошкольного образования одним из важных аспектов современной
государственной политики определяет введение национально – регионального
компонента в систему образования разного уровня.
В соответствии с ФГОС ДО содержание ООП ДО должно обеспечивать
развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности и охватить следующие структурные единицы, представляющие
определённые направления развития и образования детей: физическое развитие,
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое
развитие, художественно-эстетическое развитие.
В настоящее время, как бы ни менялось общество, воспитание у
подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо
всегда. Дети страдают дефицитом знаний о родном поселке, крае. А ведь наша
история нуждается в том, чтобы нынешние и последующие поколения с
интересом изучали и пропагандировали всё, что с ней связано. Пока мы
интересуемся своей историей, своим прошлым, не забываем настоящего – мы
живём. Желание познать славное прошлое родных мест даёт импульс для
развития любви к своей Родине. Чтобы развить у детей патриотические чувство
к Родине, нужно «научить» быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть
ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и
гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства
– начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как
любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что
уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной,
систематической работы у детей могут быть сформированы элементы
гражданственности и патриотизма.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что
патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с

духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти
переживания были яркими, незабываемыми.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к
родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с
окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.
Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него
ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные
места своего поселка, прекрасные картины природы родного края. Но есть еще
и историческая память поколений. Задачу вырастить свою смену умной,
смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла
и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и
тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций
привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений,
заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения
интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов
страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев
населения.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где
человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает
шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького
человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.
Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая
ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет
ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом родного края.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность
гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурноисторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот
процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого
ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек,
дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают
понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных
лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к
культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических
чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем
процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной
позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

2.2.Нормативно – правовое обеспечение программы
 Закон «Об образовании»

 ФГОС ДО
 Устав МБДОУ д/с № 87 «Улыбка»
2.3.Проблема инновационной деятельности. Степень теоретической и
практической проработанности проблемы инновационной деятельности
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей
дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к
родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с
жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе
своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное
воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного
возраста.
С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс
рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим
ценностям. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной
культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.
В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в
природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной
жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора
детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в
воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов
педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от
простого ─ к сложному.
Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного
образования А.С. Симонович - организатор первого детского сада в России,
придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала:
«Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд
систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо
обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с
родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой
природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать
так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение
выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку
определенные моральные и умственные силы».
Ушинский К.Д., Белинский В.Г., Добролюбов Н.А. считали, что воспитание
в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных
чувств - доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым
близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его
с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с
восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что
вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им
глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в
становлении личности патриота.

Мария Монтессори отмечала, что "местные" черты поведения человека есть
таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она
считала, что в словах "Я люблю свой край" нет ничего поверхностного или
искусственного, напротив, они отражают весьма существенные человеческие
качества.
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника
образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с
близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе
и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый поселок,
родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает
формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и
обществе.
Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории,
экономике, природе, быта, культуре края. «Край» - понятие условное и зависит
от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и
улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом,
детский сад, улица, поселок. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые
они видят повседневно.
Важным для дошкольников является природное краеведение –
ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это
реки и леса, сады и парки, участок детского сада и т.п. Формы работы в этом
направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии,
наблюдения. Ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво,
на основе принципа усложнения и узнавания материала.
Учитывая, что современное дошкольное образование предполагает
достижение его нового качества: ориентацию не только на усвоение детьми
определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и
созидательных способностей, становится необходимым знакомить детей с
окружающим миром через традиции своей социокультурной среды – историкокультурные, национальные, географические, климатические особенности
региона. С данным утверждением согласились 95% родителей от числа
опрошенных, они признают роль культуры как источника развития детей и
считают необходимым знакомить детей с родным краем, его
достопримечательностями, так как без формирования привязанности к своим
этническим корням невозможно приобщить детей к богатствам национальной и
мировой культуры. Наш регион – это золотой запас духовности, совокупность
наследства, оставленного нам предками. Это – живая легенда, обычаи и
традиции, богатства недр, полей, лесов, достижения народа. Это ресурс для
культурных практик детей, для реализации собственных замыслов и
саморазвития.
На основе выше изложенного педагогическим коллективом учреждения
было разработано методическое пособие «Возрождение национальной культуры
и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников».
2.4.Цели реализации Программы:

формирование нравственно – патриотических чувств, духовности у детей
дошкольного возраста, воспитание познавательного интереса и любви к своей
малой и большой Родине.
2.5.Объект инновационной деятельности:
1. Систематическая образовательная деятельность на основе интеграции
образовательных областей с детьми 3-7 лет под общим названием «Возрождение
национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у
дошкольников».
2.6.Предмет инновационной деятельности:
1. Разработка и реализация детско-взрослых проектов по изучению родного
поселка, края.
2. Экскурсионная работа.
3. Музейная педагогика.
4. Акции.
2.7.Гипотеза инновационной деятельности:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному
поселку, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории
поселка, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто
основал и прославил поселок, начнут проявлять интерес к событиям жизни
поселка и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно
считать, что цель и задачи проекта выполнены.
2.8.Задачи:
 организовать образовательный процесс на познание ребенком мира
культуры, реализацию себя в мире культуры,
 воспитывать у дошкольников такие качества, как патриотизм, активная
жизненная позиция, творческий подход в решении различных
жизненных ситуаций, уважения к традиционным ценностям, чувство
принадлежности к определенной культуре,
 дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них
любовь к своей семье, к поселку, в котором они живут, помочь им
осознать значение Республики Бурятия в развитии страны.
 формирование бережного отношения к природе и всему живому,
развитие интереса к русским традициям и промыслам, формирование
элементарных знаний о правах человека, знакомство детей с символами
государства, края, района, поселка (герб, флаг, гимн).

2.9. Теоретические и методологические основания программы (научно –
педагогические принципы, подходы, научные школы, концепции
положенные в основу программы):
Концептуальным подходом в разработке методического пособия является
раннее формирование культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного
возраста. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от

возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина,
близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники, будущее Родины
зависит от созидательной роли каждого.
Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный
образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более
близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурноисторическим фактам.
Особенности работы по краеведению
 Введение личности ребенка в поле родной культуры.
 Формирование целостного представления об окружающем мире,
установление соотношения между информацией и деятельностью.
 Отбор материала с учетом возрастных возможностей дошкольников.
 Работа проводится системно в различных видах детской и
совместной со взрослыми деятельности.
 Деление материала по темам.
3.Обоснование идеи, сущности инновации и механизма реализации
инновационной программы:
Каковы же источники краеведческих сведений?
Формирование у детей любви к родному краю невозможно без
приобщения их к культурным традициям. Традиции – это элементы
социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению
и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. В качестве
традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.
Обращение к русским традициям, фольклору выступает как непременное
условие целостного восприятия ребенком этой тематики. С дошкольниками
особенно полезны краеведческие занятия на материале именно народного
искусства, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу
отношения к истокам культуры своего народа. Кроме того, образный язык
декоративно-прикладного искусства ближе детям дошкольного возраста. Тема
Родины должна звучать интересно, поэтично, красиво.
Богатые краеведческие сведения несут в себе открытки –
художественные и фотографические. Они могут быть видовыми –
запечатлевшими виды поселка, природы и предметов быта. Открытки –
репродукции с произведениями изобразительного искусства иногда являются
единственным источником сведений об исчезнувшем произведении. Открытки
дают ценнейший этнографический материал, позволяющий точно установить
прежний облик строений и среды, местонахождения памятников истории,
культуры и природы, позволяют представить облик городов и сел.
Восстановить утраченный облик родного края помогают и произведения
изобразительного искусства. В этом плане интересны картины
бурятских художников. Художественная литература всегда была важнейшим
источником знаний о родном крае. Можно утверждать, что исторический
кругозор человека без знаний литературных произведений будет ограниченным,
скудным.

Своеобразным хранилищем различных материалов по истории и
культуре, природе, экономике и хозяйству края являются музеи: краеведческий,
художественный, литературный и др. Дети в учреждении могут открыть для себя
родной поселок только благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому сами
педагоги должны обладать знаниями по истории родного края, творчески
подходить к передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у педагогов
любить свой поселок.
Знакомя детей с родным поселком и страной, необходимо учитывать, что
информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только
положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может
быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать
родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома
цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить
дошкольников замечать вокруг, то положительное, что создается руками людей,
восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает.
4.Обоснование новизны инновационной деятельности:
Система работы по краеведению
1. Систематическая образовательная деятельность на основе интеграции
образовательных областей с детьми 3-7 лет под общим названием «Возрождение
национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у
дошкольников».
2. Разработка и реализация детско - взрослых проектов по изучению
родного поселка, края.
3. Экскурсионная работа.
4. Музейная педагогика.
5. Акции.
Возрастная группа
Организованная
образовательная
деятельность
«Возрождение
национальной
культуры и
воспитание
нравственно –
патриотических
чувств у
дошкольников»

младшая
группа
1 раз в 2 недели

средняя группа
1 раз в 2 недели

старшая
группа
1 раз в неделю

подготовительная к
школе группа
1 раз в неделю

В системе формирования эколого-краеведческих представлений используются
различные культурно-смысловые контексты:
- игра (игровые обучающие ситуации с использованием игрового персонажа –
куклы Домовенка Кузи, детские игры и упражнения, компьютерные игры, квест
– игры и др.),
- наблюдения,
- экспериментирование,

- моделирование,
- художественно-творческая деятельность,
- работа с книгой и разнообразными изобразительными материалами,
- детские досуги,
- акции.
Особое место занимают дидактические средства музейной педагогики,
которые помогают приобщить детей к традиции музейной культуры, расширить
кругозор, обогатить художественный опыт ребенка, адаптировать к
окружающему миру.
Деятельность с дошкольниками базируется на использовании
педагогических технологий:
- игровой,
- музейной педагогики,
- метода проектов,
- домашнего кинотеатра,
- коллективное творческое дело (по технологии И.П.Иванова),
- информационных компьютерных технологий.
Специфика образовательной деятельности по краеведению заключается в
том, что она проходит не только в группе (микросреде), но и в макросреде: в
парке, на спортивной площадке, в библиотеке, на выставке и т.п. Работа по
краеведению включает обязательное участие родителей. Важно, чтобы ребенок
чувствовал заинтересованное отношение родителей к изучению прошлого и
настоящего нашего поселка, края и страны. Родители помогают провести
экскурсии и целевые прогулки, организовать встречи с интересными людьми,
обогатить предметно-развивающую среду. Хорошим примером совместного
творчества
является
познавательно-исследовательская
деятельность,
результатом которой является создание коллекций в группах ДОУ,
краеведческой комнате.
5.Содержание программы, изложенное относительно принципиальных
особенностей программы: категории участников, сроков реализации и др.

Социум
Педагоги

события

Самостоятельная деятельность
детей в центрах активности

Воспитание познавательного интереса
и любви к своей малой и большой
Родине, уважения к культурным
традициям этносов

традиции

Проектная деятельность

Русская изба,
юрта
Культурно-смысловые
контексты
Культурные практики детей
Универсальные культурные
умения детей

Родители

праздники

Организованная образовательная
деятельность «Возрождение
национальной культуры и воспитание
нравственно – патриотических чувств у
дошкольников»

ноябрь

октябрь

сентябрь

Комплексно-тематическое планирование работы с детьми 1,5–7 лет
1 младшая группа (1,5 – 3 года)
НА ПРОГУЛКЕ

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

ВО ВРЕМЯ ЕДЫ

НАБЛЮДЕНИЯ

Уходи с дороги, кот,
Наша Танечка идет.
Топ – топ – топ – топ,
Никогда не упадет.

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Пышка-лепешка
В печке сидела,
На нас гляделаВ рот захотела!

Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти,
Дай капустке подрасти.

Киска, киска, киска,
рысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.

Чистая водичка умоет Саше
личико,
Анечке – ладошки,
А пальчики – Антошке.

Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую

Синичка, синичка,
Воробью сестричка.
Воробей – воришка
Залез в амбаришко.
Клевать просоТупым носом..

Большие ноги шли по
дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки бежали
по дорожке:
Топ, топ, топ,
топ, топ,
Топ, топ, топ,
топ, топ.

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками — топ-топ,
Глазками — хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет— Забодает,
забодает!

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
Варю кашу круту.
Подливай молочка,
Накорми казачка.

Ой ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет,
Вдоль по улице метет.

декабрь
январь
февраль
март

Нарвите горошка
Полное лукошко!
Домой принесите,
Всех угостите!

Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Тяги, тяги, потягушеньки,
На дочку порастушеньки.
Ты расти здоровая во все
времечко,
Как пшеничное тестечко.

Водят мыши хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.

Потягушечки –
потягушечки,
От носочков от макушечки,
Мы потянемся –
потянемся,
Маленькими не останемся.

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот взял и съел,
Потому и потолстел.
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Чики – чики – чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня на тележке
Щелкает орешки.
Поехали, поехали,
С орехами, с орехами,
К дедке по репку,
По пареньку,
По сладеньку.

Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Цыпляток водит,
Хохолок раздувает,
Своих деток подзывает:
— Куд-куда, куд-куда!

Ой да, ой да, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет — кашкою,
Другой — простоквашкою.

Ты, мороз, мороз, мороз.
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой, Стужу
уводи с собой. А мы саночки
возьмем,
Мы на улицу пойдем,
Сядем в саночки —
Самокаточки.

Ладушки, ладушки!
Пекла бабушка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
Дубы, дубочки, пеку блиночки,
Блиночки горячи, не хотят
сидеть в печи.
Блиночки румяные, с маслицем,
сметаною.

Как на горке - снег, снег.
И под горкой - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, - не шуметь.

Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стали гули хлопотать:
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашу варить,
Стали Машу кормить.

Ласточка, ласточка, Милая
касаточка, Ты, где была?
Ты с чем пришла?
За морем бывала,
Погоду добывала,
Несу, несу
Весну-красну!

Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.

апрель
май

Вот они, сапожки:
Этот — с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки.
Этот — с правой ножки,
Этот — с левой ножки.
Вот так хорошо.

Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам.
Все прямо и прямо,
А потом вдруг
В ямку — бух!

Идет петушок,
Красный гребешок,
Хвост — узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка.
Рано утром встает,
Красны песенки поет.

Как у нашего кота шубка очень
хороша.
Как у котика усы удивительной
красы,
Глаза смелые, зубки белые.

Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил Тебе ничего нет!
Ой, дуду, дуду, дуду...
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
- На-ка, МИЛЫЙ пастушок ,
Ты спеши-ка на лужок.
Там Буренка лежит,
На теляток глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет.
Надо кашку варить,
Сашу кашей кормить.

Иди, весна,
Иди, красна,
Принеси ржаной колосок,
полной снопок,
Большой урожай
В наш край!

— Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле п ущ е:
Станет травка гуще.

2 Младшая группа (3 - 4 года)
Тема
организованной
деятельности

Период
проведения

Содержание деятельности

3-я
неделя Любовь к своей семье. Иметь элементарные представления о родном доме, улице,
сентября
дворе. Знать название родного поселка. Осознавать себя сыном (дочкой). Знать
свое имя, фамилию. Знать членов семьи по именам. Осознать понятие «Я - член
семьи» Уметь выразить отдельные состояния с помощью речи. Узнавать себя и
выделять среди членов семьи на фото. Задавать вопросы о себе и своем
организме. Узнавать на фото близких людей, друзей, знакомые уголки родного
поселка. Говорить о себе в первом лице с положительным чувством. Выражать
привязанность к близким, родному поселку.
1-ая
неделя Иметь элементарные знания о реках Селенга и Уда. Иметь представления о их
октября
значении в жизни людей .Переживать радость, любопытство, удивление при
знакомстве с легендами о реках
3-я
неделя Иметь элементарные знания о животных, птицах, растениях, растущих в родном
«Путешествие
крае. Иметь представления об их среде обитания. Бережно относиться к
осеннего листочка» октября
естественной среде (беречь все живое) Переживать радость, любопытство,
удивление, удовольствие, при встрече с растениями, животными ; сочувствие,
сопереживание при неосторожном обращении с ними.
неделя Иметь представление о родном поселке, истории его возникновения, богатой и
«Прогулка
по 1-ая
ноября
разнообразной природе, достопримечательностях. Продолжать учить
родному поселку»
ориентироваться в пространстве. Воспитывать основы гражданственности и
патриотизма.
«Давайте
знакомиться»

Варианты форм
проведения
Выставка
фотографий
«Дети дома… »

Работа с картой
«Путешествие по
Бурятии»
Воображаемое
путешествие в лес

Составление плана
путешествия
по
родному поселку.
Использование
методики
«Волшебная труба»
(через трубу дети
рассматривают
различные
объекты,
рассказывают
о
них)

неделя Иметь элементарные представления о подготовке животных к зиме. Умение Составление писем
«Как
животные 3-я
устанавливать взаимосвязи между явлениями природы и поведением животных. животным
родного края к ноября
о
Включение детей в природоохранную деятельность.
зиме готовятся»
необходимости
подготовки к зиме
Проект «Осенние
письма»
1-ая
неделя Представления детей о культуре и традициях этноса через знакомство с Беседа на тему
«Бурятская
декабря
бурятскими
народными играми. Понимание событий игры. Воспитание «Бурятская
народная игра»
осторожности, взаимопонимания, взаимовыручки.
народная
игра,
игровая ситуация
«Я поиграю с вами
в игры», которым
научила меня моя
бабушка»
неделя Представления о том, чем можно помочь растениям и животным зимой. Проект «Покормите
«В гости к Деду- 3-я
декабря
Включение детей в социально-значимую деятельность
по разработке и птиц зимой»
природоведу»
реализации акции « Покормите птиц зимой»
3-я
неделя
Представления об особенностях зимы, о возможности интересно проводить Рассказ от имени
«История
время на свежем воздухе. Зимние забавы детей.
холодного сугроба» января
сугроба о том, чем
занимаются
дети
зимой.
неделя Воспитывать любовь к родному краю, расширять представление о природе,
«Бурятия – степная 1-я
февраля
богатствах края, его населении, воспитывать бережное отношение к
дочь России»
окружающему миру, привлечь внимание к неповторимой красоте Бурятии,
обогащать и активизировать словарь.
Воспитывать добрые чувства к родным местам.
3-я
неделя Обогащать опыт детей произведениями Бурятской народной культуры, учить Слушание
«Бурятская
февраля
понимать настроение народной песни, ее характер. Воспитывать интерес к аудиозаписей,
народная песня»
народной культуре.
просмотр
видео,
разучивание
детских народных
песен,
использование
карточек - схем
«Мое настроение»

неделя Представление о том, что природу необходимо беречь. Выработка правил Игра - фантазия
в 1-ая
марта
поведения в природе людям будущего.
«Как
сорока
белобока в будущее
летала»,
где
окружающая среда
загрязнена.
Дети
отправляются
на
помощь.
«Да
здравствуют 3 –я неделя Включение детей в поиск ответа на вопрос: «Почему надо беречь птиц?». Праздник птиц в
марта
Воспитание гуманного отношения ко всему живому.
птицы!
честь возвращения
птиц в родные края.
неделя Осознавать себя воспитанником Детского сада, понимание необходимости жить Создание игровой
«Путешествие
в 1-ая
апреля
по правилам, установленным в группе. Воспитание доброжелательности ситуации:
страну улыбок»
эмпатии.
путешествуя
по
станциям
«Загадки»,
«Весна»…
дети
попадают в страну
улыбок и дарят их
друг другу. Можно
предложить
собрать
копилку
улыбок.
3-я
неделя Знакомить детей со сказками и легендами Бурятии. Воспитывать интерес к Создание сюжетно «Волшебный
апреля
народному искусству, инициативность.
сундучок»
ролевой ситуации
«Изба»,
«Юрта».
Дидактические
игры
«Отгадай
загадку и найди
отгадку», «Умею не
умею»…,
рассматривание
иллюстраций,
предметов избы.
«Путешествие
будущее»

«Еще тогда нас не 1-я неделя мая Предложить задуматься о прошлом. Познакомить с подвигом народа по защите Акция
Родины .
было на свете»
«Бессмертный
полк»
цветах Бурятии - маках. Акция
«Цветут
маки, 3-я
неделя Познакомить в доступной форме с легендой о
«Украсим
Рассмотреть цветы, определить на что похожи. Воспитывать бережное землю цветами»
маки цветут!
мая
отношение к растительному миру.
Конец весны.
Начало лета.
Они пылают там и
тут - предвестники
тепла и света»

Средняя группа (4 - 5 лет)
Тема
организованной
деятельности

Период
проведения

Содержание деятельности

Варианты форм
проведения

неделя Освоить ближайшее окружение родного дома, познакомиться с первой Выставка
«Детский сад – дом 1-я
общественной средой - детским садом. Освоить понятия: я
счастливый
для сентября
фотографий
- житель двора, улицы, поселка, я - воспитанник детского сада.
ребят»
«Дети в детском
Проявлять активное стремление к самостоятельной деятельности, действиям, саду»
отношениям со взрослыми, работающими в детском саду, подражать им,
отражать в играх интересующие области деятельности. Задавать вопросы о мире,
о себе, о своем организме. Ориентироваться на местности ( возле дома,
детского сада)
Сознавая, уметь относить к себе лично общие указания взрослых, работающих в
детском саду. Уметь строить отдельные высказывания о себе, своем
самочувствии, настроении. Ориентировать свое поведение на положительную
оценку взрослых, прежде всего педагогов детского сада.
«Учимся
сотрудничеству»

«Реки Бурятии»

3-я
неделя Иметь представление о возрасте, различать пол людей, знать их профессии.
сентября
Разбираться во взаимоотношениях со сверстниками, со взрослыми в детском
саду. Знать элементарные правила культурного поведения.
Узнавать и называть людей отдельных профессий, прежде всего работающих в
детском саду. Задавать вопросы о действиях старших, их поступках. Отражать
разные сюжеты из жизни семьи и детского сада в играх. Легко вступать во
взаимоотношения со сверстниками и сотрудниками детского сада .
Осознанно вырабатывать культурное поведение в среде детей и взрослых (быть
добрым, вежливым, внимательным). Проявлять доброжелательное отношение к
сверстникам и взрослым.
1-ая
неделя Иметь элементарные знания о реках Бурятии. Иметь представления о ее
октября
значении в жизни людей. Понимание того, почему необходимо беречь водные
ресурсы. Переживать радость, любопытство, удивление при знакомстве с
легендой о реках Бурятии.

Изготовление
альбома
«Все
профессии нужны,
все
профессии
важны»

Работа с картой
«Путешествие по
рекам Бурятии»

3-я
неделя Иметь элементарные знания о животных, птицах, растениях, растущих в родном
«Путешествие
крае. Иметь представления об их среде обитания. Бережно относиться к
осеннего листочка» октября
естественной среде (беречь все живое) Переживать радость, любопытство,
удивление, удовольствие, при встрече с растениями, животными; сочувствие,
сопереживание при неосторожном обращении с ними.
неделя Иметь представление о родном поселке. Переживать гордость за свою семью,
«Прогулка
по 1-ая
ноября
испытывать любовь к членам семьи.
родному поселку»
2-ая
неделя
ноября

неделя Иметь элементарные представления о подготовке животных к зиме. Умение
«Как
животные 3-я
устанавливать взаимосвязи между явлениями природы и поведением животных.
родного края к ноября
Включение детей в природоохранную деятельность.
зиме готовятся»

«Бурятская
народная игра»

1-ая
неделя Представления детей о культуре и традициях этноса через знакомство с
декабря
бурятскими народными играми. Понимание событий игры. Воспитание
осторожности, взаимопонимания, взаимовыручки.

Воображаемое
путешествие в
природные
сообщества
Рисование древа с
корнями и
листьями ,
рассматривание
семейных
альбомов, рассказы
детей о семье.
Составление писем
животным
о
необходимости
подготовки к зиме
Проект «Осенние
письма»
Беседа на тему
«Бурятская
народная
игра»,
игровая ситуация
«Я поиграю с вами
в игры, которым
научила меня моя
бабушка»
Проект «Покормите
птиц зимой»

неделя Представления о том, чем можно помочь растениям и животным зимой.
«В гости к Деду- 3-я
декабря
Включение детей в социально-значимую деятельность
по разработке и
природоведу»
реализации акции «Покормите птиц зимой»
3-я
неделя Представления об особенностях нашей суровой зимы, о возможности интересно Рассказ от имени
«История
проводить время на свежем воздухе. Зимние забавы детей.
холодного сугроба» января
сугроба о том , чем
занимаются
дети
зимой.
неделя Расширить опыт детей знаниями о родном поселке, об истории его Вернисаж «Поселок
«Мой
поселок 1-я
февраля
возникновения. Закрепить понятия «родной дом», «родной двор», родная улица», мой родной»
Восточный»
родной поселок» Воспитывать добрые чувства к родным местам.

«Бурятская
народная песня»

3-я
неделя Обогащать опыт детей произведениями бурятской народной культуры, учить Слушание
февраля
понимать настроение народной песни, ее характер. Воспитывать интерес к аудиозаписей,
народной культуре.
просмотр
видео,
разучивание
детских народных
песен,
использование
карточек - схем
«Мое настроение»

неделя Представление о том, что природу необходимо беречь. Выработка правил Игра - фантазия
в 1-ая
марта
поведения в природе людям будущего.
«Как
сорока
белобока в будущее
летала»,
где
окружающая среда
загрязнена.
Дети
отправляются
на
помощь.
«Да
здравствуют 3 –я неделя Включение детей в поиск ответа на вопрос: «Почему надо беречь птиц?». Праздник птиц в
марта
Воспитание гуманного отношения ко всему живому.
птицы!
честь возвращения
птиц в родные края.
неделя Осознавать себя воспитанником детского сада, понимание необходимости жить Создание игровой
«Путешествие
в 1-ая
апреля
по правилам, установленным в группе. Воспитание доброжелательности, ситуации:
страну улыбок»
эмпатии.
путешествуя
по
станциям
«Загадки»,
«Весна»…
дети
попадают в страну
улыбок и дарят их
друг другу. Можно
предложить
собрать
копилку
улыбок.
3-я
неделя Знакомить детей с произведениями малых фольклорных форм Бурятии (загадки, Создание сюжетно «Волшебный
апреля
скороговорки, считалки, потешки), с их жанровыми особенностями. ролевой ситуации
сундучок»
Воспитывать интерес к народному искусству, инициативность.
«Изба»,
«Юрта»
«Путешествие
будущее»

Дидактические
игры
« Отгадай
загадку и найди
отгадку», «Умею не
умею»,
рассматривание
иллюстраций,
предметов избы.
« Еще тогда нас не 1-я неделя мая Предложить задуматься о прошлом. Познакомить с подвигом народа по защите Акция
Родины.
было на свете»
«Бессмертный
полк»
«В саду растут у нас 3-я
неделя Познакомить в доступной форме с цветами. Рассмотреть цветы, определить на Акция
«Украсим
что похожи. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
цветы небывалой мая
землю цветами»
красоты»

Старшая группа (5-6 лет)
Тема
Период
организованной
проведения
деятельности
«Мы все такие 1-я неделя сентября
разные»
2-я неделя сентября

«Улыбказдоровячок»

3-я неделя сентября
4-я неделя сентября

«Текут
Бурятии»

реки 1-я неделя октября
2-я неделя
октября

«Берегите
природу»

«Недаром
называется

нашу 3-я неделя октября
4-я неделя октября

1-я неделя ноября

Содержание деятельности

Варианты форм
проведения

Иметь представление о себе как о жителе поселка Восточный г.УланУдэ, понимание того, что каждый человек уникален и неповторим,
имеет свои особенности, предпочтения и чувства. Способность к
самопознанию, умение считаться с особенностями и возможностями
других людей

фотовыставка «Мы
все такие разные»,
выставка увлечений,
игры на
сотрудничество,
детский проект
«Почему меня так
назвали?»
Представление о здоровье и его составляющих, понимание того, что о Проект
здоровье необходимо заботиться, используя ресурсы природы и «Я вырасту
спортивных сооружений нашего города. Знакомство со спортсменами здоровым!»
поселка, района и края. Воспитание осознанного отношения к своему
здоровью.
Иметь знания о реках Бурятии, о речной фауне. Понимание того,
почему необходимо беречь водные ресурсы. Переживать радость,
любопытство, удивление при знакомстве с легендой о реках Бурятии.
Включение детей в природоохранную деятельность. Умение делать
простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в
различных видах деятельности.

Презентация
«Река Уда»
Изготовление
экологических знаков
в защиту природы
( реки Бурятии)

Иметь представление о растениях, занесенных в Красную книгу Игра – путешествие
Бурятии. Понимать роль человека в сохранении и нарушении «По
страницам
экосистемы, освоить правила поведения в ней. Оказывать посильную красной книги»
помощь взрослым по сохранению растений. Уметь формулировать
выводы, делать маленькие открытия.
Знание географии и социально - экономических условий родного Детский проект «Дети
поселка. Знание истории улиц и достопримечательностей поселка. – поселку, поселок –
Посильно помогать взрослым, сохранять природный и рукотворный детям»

Восточныйпоселок мой»
«Люби и знай 2-я неделя ноября
родной свой край» 3-я неделя ноября
«Я живу в России» 4-я неделя ноября

1-я неделя декабря
«Животные
и 2-я неделя декабря
растения
Бурятии»
«Пернатые друзья 3-я неделя декабря
ребят»
«Художники
Бурятии»

4-я неделя декабря
2-я неделя января

«Сказания
и 3-я неделя января
легенды Бурятии»
«Знаменитые
люди края»

4-я неделя января
1-я неделя февраля

«Путешествие по 2-я неделя февраля
3-я неделя февраля
Бурятии»

мир
родного поселка. Составлять рассказы о родном поселке,
интересных местах малой родины. Воспитание любви и гордости за
родной поселок.
Иметь первоначальные представления об истории, географии края
(недра, водоемы,
животные, растения) социально-экономических
условиях. Умение планировать познавательно – исследовательскую
деятельность. Воспитание познавательного интереса .
Представление о том, что наша страна – Россия, в ней много городов и
сел.
Москва – главный город, столица нашей страны, ее
достопримечательности. Знакомство с Красной площадью, с флагом и
гимном России.
Представление о животных края, о роли человека в сохранении редких
видов животных и растений. Воспитание интереса к природе, умения
бережно расходовать все, что дает природа. Включение детей в
природоохранную деятельность.
О птицах родного края, их значении в природе. Учить различать,
называть, заботиться .
Ознакомление детей с продуктом труда художников, который отражают
кубанские народные традиции, чувства, личностные качества, интересы.
Воспитание интереса к народным традициям.
Вовлечение детей в познавательно – исследовательскую деятельность
по поиску ответов на вопросы, касающиеся истории края. Переживание
радости, любопытства, удивления при знакомстве со сказаниями и
легендами Бурятии.
Представление о личностях, внесших большой вклад в культуру,
искусство, технические достижения края. Понимание созидательной
роли человека. Уважение к великим открытиям.
Представление о разнообразии края. Знакомство с природными
особенностями, населением, обычаями, традициями. Воспитание
познавательного интереса и уважения к разным культурам.

Игра «За
компаса»

стрелкой

Виртуальная
экскурсия на Красную
площадь.
Изготовление
экологических знаков
в защиту природы.
Акция «Покормите
птиц зимой»
«В
гостях
у
художников Бурятии»

Галерея знаменитых
людей края.

«Природные
богатства края»

4-я неделя февраля
1-я неделя марта

Представление о крае, как кладовой природных богатств.
Детская лаборатория
Знание полезных ископаемых, их использование в жизни человека. О
необходимости бережного использования природных богатств.

Путешествие по 2-я неделя марта
карте
Бурятии 3-я неделя марта
(природные зоны)

Представление о природном многообразии края. Изучение по карте Виртуальное
своеобразия природных зон Бурятии.
путешествие

Красная
книга 1-я неделя апреля
2-я неделя апреля
Бурятии
3-я неделя апреля
(животные)

Представление о животных Красной книги Бурятии, причинах занесения Игра – путешествие
в нее редких животных. Развитие экологического мышления в процессе «По
страницам
познавательно - исследовательской деятельности.
красной книги»

«Их помнит вся 4-я неделя апреля
1-я неделя мая
Россия»

Приобщение к традиции поселка – праздновать День победы.
Акция «Бессмертный
Знакомство с ветеранами войны и труда, их подвигом. Вовлечение в полк»
празднование в поселке Дня победы.

« Не нужен клад, 2-я неделя мая
если в семье лад»
(ко Дню семьи)

Интерес к семье, отношениям между членами семьи.
Изучение семейных традиций. Воспитание добрых чувств.

«Я поведу тебя в
3-я неделя мая
музей»
4-я неделя мая
Экологическая
викторина
«Знатоки цветов
Бурятии»

Гостиная

Знания о музеях, их предназначении, особенностях.
Экскурсия в музей
Вовлекать в коллекционирование
предметов. Умение
видеть
прекрасное в предметах рукотворного мира.
Знание мира растений (цветы) Бурятии. Умение делать простейшие Акция
«Украсим
выводы и умозаключения, проявлять самостоятельность, находчивость, землю цветами»
сообразительность. Воспитание любви к родному краю, чувство
прекрасного.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Тема
Период
организованной
проведения
деятельности
«Мы все такие 1-я неделя сентября
разные»
2-я неделя сентября

«Улыбказдоровячок»

3-я неделя сентября
4-я неделя сентября

«Река Уда»

1-я неделя октября
2-я неделя
октября

«Бурятская
осень»

3-я неделя октября
4-я неделя октября

«История поселка 1-я неделя ноября
в названиях улиц»

Содержание деятельности

Варианты форм
проведения

Иметь представление о себе, как о жителе поселка Загорск, понимание
того, что каждый человек уникален и неповторим , имеет свои
особенности , предпочтения и чувства. Способность к самопознанию,
умение считаться с особенностями и возможностями других людей.
Развивать представления о временной перспективе личности, об
изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский
сад, школьник учится, взрослый работает и т.д).
Представление о здоровье и его составляющих, понимание того, что о
здоровье необходимо заботиться, используя ресурсы природы и
спортивных сооружений нашего поселка. Знакомство со спортсменами
поселка, района и края. Воспитание осознанного отношения к своему
здоровью.
Иметь знания о реке Уда, о речной фауне. Формировать представления
детей о проблемах загрязнения окружающей среды, как ухудшение
экологических условий влияют на жизнь живой природы. Переживать
радость, любопытство, удивление при знакомстве с легендой о реке Уде.
Включение детей в природоохранную деятельность. Умение делать
простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в
различных видах деятельности.

Фотовернисаж
«Какими мы стали»,
детский проект «Что в
имени моем...?»

Иметь представление о растениях Бурятии, занесенных в Красную
книгу. Продолжать прививать бережное отношение к природе, понимать
ее ценность, развивать экологическую культуру; навыки, ресурсы,
сбережения. Помогать видеть красоту и разнообразие природы,
получать удовольствие от общения с ней.

Создание
Красной
книги из рисунков
детей
(растения
Бурятии). Совместно
с родителями

Проект
«Я здоровье сберегу –
быть здоровым я
хочу!»
Презентация
«Реки Бурятии»
Изготовление
экологической книги
«Среди лесов, холмов,
полей течет могучая
Уда»

Формировать у детей знания географии и социально - экономических Презентация
условий
родного
поселка,
знания
истории
улиц
и улочки...»,
достопримечательностей. Составлять рассказы о родном поселке, фотовыставка.
интересных местах малой родины. Воспитание любви и гордости за
родной поселок.

«Ах,

«Край, в котором 2-я неделя ноября
3-я неделя ноября
я живу»
«Россия – родина 4-я неделя ноября
моя»

«Ребятам о
зверятах»

1-я неделя декабря
2-я неделя декабря

3-я неделя декабря
«Пернатые
4-я неделя декабря
друзья»
«Писатели
и 2-я неделя января
поэты Бурятии»
«Сказки
Бурятии»

3-я неделя января

«Они прославили 4-я неделя января
1-я неделя февраля
наш край»

«Кто живет с нами 2-я неделя февраля
3-я неделя февраля
рядом?»
«Полезные
богатства края»

4-я неделя февраля
1-я неделя марта

Расширять представления об истории, географии края (недра, водоемы,
животные, растения) социально-экономических условиях. Умение
планировать познавательно – исследовательскую деятельность.
Воспитание познавательного интереса .
Знакомить детей в самых общих чертах с государственным устройством
России, армией, флотом, авиацией, формировать представления об
основных
современных
профессиях.
Формировать
начала
гражданственности на основе уважения к деятельности взрослых и детей
на общее благо, гордости за достижение других граждан России.
Расширять знания о животных и растениях Бурятии, о роли человека в
сохранении редких видов животных и растений. Воспитание интереса к
природе, умения бережно расходовать
все, что дает природа.
Включение детей в природоохранную деятельность.
О птицах родного края, их значении в природе, об исчезающих видах
пернатых. Продолжать учить различать, называть и заботиться о них.
Знакомить детей с творчеством писателей и поэтов, которое отражает
бурятские народные традиции, чувства, личностные качества, интересы.
Воспитание интереса к народным традициям.
Вовлечение детей в познавательно – исследовательскую деятельность
по поиску ответов на вопросы об истории родного края. Переживание
радости, любопытства, удивления при знакомстве со сказками и
легендами Бурятии.
Продолжать знакомить со знаменитыми людьми Бурятии, внесших
большой вклад в культуру, искусство, спорт, технические достижения
края. Понимание созидательной роли человека. Уважение к великим
открытиям.

Детский
проект
«Юные
защитники
природы»
Презентация «Россия
– родина моя»

КВН
«Ребенок
природа»

и

Акция
«Покормите
птиц зимой»
Творчество писателей
и поэтов Бурятии
Выставка работ детей.

Презентация «Аллея
знаменитостей»

Представление о разнообразии края. Знакомство с народами, «Игры
народов
населяющими наш край, праздниками, обычаями, традициями. Бурятии»
Воспитание познавательного интереса и уважения к разным культурам.
Расширять представления о крае, как кладовой природных богатств. О «Юный
необходимости бережного использования природных богатств.
исследователь»

Путешествие по 2-я неделя марта
карте
Бурятии 3-я неделя марта
(природные зоны)

Расширять представления о природном многообразии края, продолжать Изготовление
изучение по карте своеобразия природных зон Бурятии.
макетов природных
зон

Редкие животные 1-я неделя апреля
2-я неделя апреля
Бурятии
3-я неделя апреля

Знакомство с редкими животными Красной книги Бурятии, причинах Игра – путешествие
занесения в нее. Развитие экологического мышления в процессе «По
страницам
познавательно - исследовательской деятельности.
красной книги»

«Они защищали 4-я неделя апреля
1-я неделя мая
Родину»

Приобщение к традиции поселка – праздновать День победы.
Акция «Бессмертный
Знакомство с ветеранами войны и труда, их подвигом. Вовлечение в полк», «Обелиск»
празднование в поселке Дня победы.

«Вся
семья 2-я неделя мая
вместе, так и душа
на месте» (к Дню
семьи)
«Посмотри, как он 4-я неделя мая
хорош, мир, в
котором
ты
живешь»

Интерес к семье, отношениям между членами семьи.
Изучение семейных традиций. Воспитание добрых чувств.

Конкурс «Герб моей
семьи»

Обобщить и закрепить знания о природе: лесе, деревьях, грибах, цветах Вечер досуга «Все
и ягодах, о животных и птицах, о взаимосвязи всего живого и неживого интересно то, что
в природе Бурятии. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение неизвестно»
к природе, расширять представления об охране природы. Развивать
логическое мышление, память, смекалку, фантазию. Привлечь
родителей к экологическому воспитанию детей.

Детско-взрослые проекты по краеведению
Возрастная группа
Младшая группа
Средняя группа

Название проекта
«Осенние письма», «Огород на
подоконнике», «Покормите птиц
зимой»
Старшая группа
«Почему меня так назвали?», «Я
вырасту здоровым», «Дети –
поселку, поселок – детям»
Подготовительная к школе группа
«Что в имени моем…?», «Я
здоровье сберегу – быть здоровым я
хочу!»
«Юные
защитники
природы»
Особенности предметно-пространственной развивающей среды
Центры активности в группах пополняются материалами краеведческого
содержания с учетом возраста детей. Макросреда учреждения оформляется с
учетом центральной темы и дополняется этнокультурным компонентом.
Деятельность организуется в кубанской избе и групповых помещениях через
создание игровых ситуаций с помощью «куклы - Домовенка Кузи», которая
вместе с детьми путешествует по малой и большой Родине. В русской избе, юрте
собран и систематизирован материал о Бурятии, промыслах, ремеслах, истории,
архитектуре, укладе жизни жителей края и поселка Восточный.
Вся работа выстроена по блокам:
1. История Бурятии.
Цель – пополнение знаний о прошлом края.
2. Природа моей малой Родины.
Цель – углубление и систематизация знаний о природных объектах,
ознакомление дошкольников с животным и растительным миром
Бурятии, с заповедными местами.
3. Интересно мы живем в краю родном.
Цель – ознакомление с достопримечательностями родного края
(библиотеками, музеями, производственными предприятиями).
4. Народные промыслы Бурятии.
Цель – воспитание чувства гордости за богатую ремеслами
Бурятскую землю.
5. Моя Бурятия.
Цель – ознакомление с творческим наследием родного края.
6. Восточный - поселок г.Улан-Удэ.
Цель – пополнение знаний о родном поселке.

Проведение методической работы на краеведческом материале предполагает
поэтапную организацию различных форм деятельности с педагогами через
работу методических объединений учреждения:
– изучение теоретических вопросов и ознакомление с особенностями творчества
художников,
писателей,
мастеров
народно-прикладного
искусства
исторического прошлого;
– отбор материала для ознакомления дошкольников с наиболее близким для них
окружением, систематизация отобранного материала и перспективное
планирование;
– подготовка наглядных пособий для проведения занятий, игр, совместной
деятельности;
– определение последовательности проведения работы по ознакомлению с
местным материалом;
– оптимальный выбор путей применения полученных знаний, умений и
навыков в разных видах и формах детской деятельности.
6.
Критерии
и
показатели
(индикаторы)
эффективности
инновационной деятельности. Диагностические методики и методы,
позволяющие оценить эффективность программы
Предопределяющим возможность успеха реализации системы работы,
способным помочь в осуществлении работы, относятся следующие критерии и
показатели:
 Обязательное наличие предметно-развивающей среды, насыщенной
богатым материалом краеведческого содержания
 Обязательное использование методов развития познавательной
активности,
в
частности,
проектно-исследовательского
и
экспериментального метода
Принимая во внимание, что формирование патриотизма у каждого ребенка
идет индивидуально и связано с духовным миром человека, его личными
переживаниями, задачей педагогов является сделать так, чтобы эти переживания
были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому
воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные,
экономические особенности региона, где он живет. Для этого выдвинуты
следующие задачи:
Актуализировать краеведческие знания
Повысить профессиональное мастерство,
в вопросах краеведческого
образования
дошкольников,
научиться
максимально
использовать
воспитательный потенциал традиций родного региона.
Непременным условием успеха является обмен опытом: изучение передового
педагогического опыта из различных источников (периодическая печать,
использование ресурсов Internet), обмен опытом внутри детского сада,

посещение открытых мероприятий в других детских садах, а создание
творческой группы единомышленников – просто жизненно важное для любой
идеи условие.

Целевые ориентиры
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности
—
игре,
общении,
познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения
народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную
деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные
ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о
младших.
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свои город, край,
страну, их достижения, имеет представление об их географическом
разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных
ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение
к своему и противоположному полу, ощущает принадлежность к определенной
культуре.
- Обладает способностями, позволяющими адаптироваться в социальнокультурной среде.
Методика диагностики включает комплекс методов, направленный на
выявление особенностей представлений детей о родной стране и характер
отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к
событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для
своего района, поселка, страны.
Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми,
анализ детских рисунков, наблюдение.
На начальном этапе работы по данной теме результаты диагностического
обследования детей старшего дошкольного возраста показывали, что дети
проявляют интерес к культуре и истории родного края, но их знания
поверхностны, бедны. Так, высокий уровень развития показали 45% детей,
средний уровень- 35% детей, 20% детей – низкий уровень развития

высокий ур.
средний ур.
низкий ур.

Заключительная диагностика показала, что знания детей о родном крае
достаточно глубокие, систематизированные. Дети овладели позитивными
образцами поведения в природе и в обществе, усилился их интерес к истории
родного края, к людям, их окружающим. Количество детей находящихся на
высоком уровне увеличилось - теперь оно составляет 60%; 30%детей находится
на среднем уровне; На низком уровне 10% детей. У детей появился интерес к
истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного
края.
Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

высокий ур.
средний ур.
низкий ур.

Заключение
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно
утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой
родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного
возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты
воспитательно-образовательного процесса, подтверждена.

4. Перечень литературы
1.

2.

3.
4.
5.

6.
7.

8.
9.
10.

Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. и др. «Нравственно – патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты»
методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2010 – 192с.
«Моя страна» практическое пособие для воспитателей и методистов
ДОУ//Авт.сост.Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. –
205с.
Сборник по дошкольному образованию (духовно – нравственное
воспитание детей дошкольного возраста)
Абрамова А. «Введение в традицию» . пособие в помощь родителям и
педагогам. М.: Никея, 2014 – 208 сл.
«Ты, Бурятия, ты наша Родина» Материалы из опыта работы районных
служб, дошкольных образовательных учреждений, педагогов детских
садов.
Крутикова О.А. Краеведение - основа патриотического воспитания
http://ficte.kem-edu.ru/downloads/conf/s4/4.28.pdf
М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья
М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М.: Издат. дом "Карапуз", 2000. 272
Музееведение. Ребенок в музее. М., 1993
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
http://pedsovet.su/load/312-1-0-14672
Приложение к журналу «Управление в ДОУ»: Л.Д.Морозова
«Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике»,
А.А.Сидорова «Как организовать проект с дошкольниками»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».