Программа по кружковой работе

Пояснительная записка.
Возможно, каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе
вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в
этом не лёгком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту
поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и
владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно
учиться.
Система обучения в детском саду
строится
таким образом,
чтобы подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту
ребенка, и, в дальнейшем, подготовке к школе.
Необходимым условием построения современной системы эстетического
воспитания и развития эстетической культуры личности является
использование народного искусства в педагогической работе с детьми,
это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и
отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития
ребенка.
У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято
в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого, формирует у
детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка,
обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает
в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть
материальной культуры.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи,
памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и
координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики –
один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если
скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений.
В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют
свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать
механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для
накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития
навыков ручной умелости.
Развитие «ручной умелости»
способствуют занятия по лепке.

для

поступления

ребенка

в

школу

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная,
сюжетная и декоративная.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей
дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия,
памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков,

необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие
виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы,
развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем
его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация,
подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к
усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой.
Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым
действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей
интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и
сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с
окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением
художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное
место и имеет свою специфику.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество –
это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в
соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание –
это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Скульптура открывает большие возможности для обучения детей
композиции. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к
умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно
располагать их на подставке.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях
умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие
качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ
социально активной личности.
При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус,
чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей
отделки.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно глина ? Глина – это такой материал, который для детской
руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес,
чем пластилин.
Глина
в последние годы стало очень популярным материалом для
лепки. Поделки из глины - древняя традиция, им находится место и в
современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и

сделанное своими руками. Глина– материал очень эластичный, легко
приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним
доставляет удовольствие и радость.
Программа
кружка
«Волшебная
глина»
основана
на
интеграции
художественно-речевой,
музыкальной,
игровой,
изобразительной, театрализованной деятельности; в основе программы
лежит ознакомление с классическим и народным искусством.
Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что
развитию
творческого
воображения
положено
начало
именно
в
дошкольном возрасте. Главное,
вовремя увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие,
усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное
положительное отношение к миропониманию.
Выявление
народными мастерами природной красоты материала,
умение извлечь наиболее декоративный эффект сочеталось с несложными
чисто техническими приемами: нанесение
ямок, штрихов и т.
п. Усиливая художественную выразительность изделий, техническая
простота этих приемов представляет собой интерес при ознакомлении детей
с различными материалами и разнообразными способами их декорирования.
Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям
дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество
детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно
подчеркивала
в своих работах А.П.Усова. Она пишет, что
использование народного искусства в детском саду никогда не
было только случайным побуждением или модой, а всегда выступало в
тесной связи с педагогами и художественными задачами дошкольной
педагогики,
практической
реализации
которых
во
многом способствовало народное искусство.
Так же, важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в
эстетическом воспитании, отмечали многие отечественные искусствоведы,
исследователи детского изобразительного творчества (Н.П. Сакулина,
Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова и др.). Они убедительно
показывают,
что
ознакомление
с
произведениями
народного творчества, побуждает в детях первые яркие представления о
Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств,
приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в
педагогический процесс в детском саду. В.М.Василенко, В.С.Воронов,
М.А.Некрасова,
Е.А. Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я.
Шпикалова и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет
ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность,

коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с
окружающей жизнью.
Материалы для занятий включают как авторскую разработку Халезовой Н.Б.
Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной,
2008 г., так и различные дополнительные источники: Рубцова Е.В. Фантазии
из соленого теста, 2008 г.; М.О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто,
2006 г. И. Хананова. Соленое тесто, 2007 г., способствующие
широкому раскрытию изучаемой темы.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА:
Цели:
1) образовательные:
1. расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
2. освоение системы знаний по русскому народному творчеству и
малых жанрах культуры.
2) развивающие:
1. развитие познавательных интересов через ознакомление с народной
игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через
ознакомление со скульптурой.
2. раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие
памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать
свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в
творческом его развитии
3) воспитательные:
1. ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить,
уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное
творчество
2. информационно-познавательная компетентность воспитывать интерес к
изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам
глиняной игрушки к малым скульптурным жанрам
3. регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру
поведения в обществе с детьми и взрослыми
4. коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого
общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
5. культурно-социальная компетентность
приобщить
к уважению
выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности,
приучать к оценке и самооценке деятельности.

Задачи:
1) образовательные:
1. формирование представлений о народных промыслах
2. ознакомление со способами деятельности – лепка из глины игрушки,
барельеф, скульптура
3. овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из
отдельных частей создание образов
4. формирование
способности
к
творческому
раскрытию,
самостоятельности, саморазвитию
5. обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного
искусства – лепка из глины .
6. овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные
знания.
2) развивающие:
1. развитие интереса к изучению народных промыслов
2. повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в
результате своих работ
3. активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об
окружающем
мире
в
ДОУ,
на
кружке,
применив
их
на практике ежедневно с усложнениями
4. формирование способности к самостоятельному поиску методов и
приемов, способов выполнения
5. развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм,
образцов, поиске новых решений в создании композиций
6. развитие способности к личному самоопределению и самореализации в
дальнейшей жизни.
3) воспитательные:
1. воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке
к ярмаркам, выставкам
2. соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности
3. активное участие в ярмарках-распродажах, выставках
4. стремление к поиску, самостоятельности
5. понимание необходимости качественного выполнения образа
6. конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым
развитием, мелкой моторики, глазомера
7. приобретение
готовности
самостоятельно
выполнять
все
виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре
8. самостоятельно
приобретать
знания
по
декоративноприкладному искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптур

по декоративно-прикладному искусству – лепка из глины народных
игрушек, скульптуры.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

От простого к сложному.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
Научность.
Доступность.
Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
Активность и самостоятельность.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА
НА КОНЕЦ ГОДА:
2 младшая группа:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

отделять от большого куска небольшие комочки
раскатывать комок глины прямыми движениями;
раскатывать комок глины круговыми движениями;
сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
соединять концы;
сплющивать между ладонями комок глины;
соединять 2-3 знакомые формы;
защипывание краев формы кончиками пальцев.

Средняя группа:
1. скатывание прямыми движениями;
2. скатывание круговыми движениями;
3. расплющивание;
4. соединение в виде кольца;
5. защипывание края формы;
6. лепка из нескольких частей;
7. пропорции;
8. оттягивание части от основной формы;
9. сглаживание поверхности формы;
10. присоединение части;
11. прижимание;
12. примазывание;
13. вдавливание для получения полой формы;
14. использование стеки.

Старшая группа:
1. лепка с натуры;
2. лепка по представлению;
3. лепка из целого куска;
4. сглаживание поверхности формы;
5. устойчивость изделия;
6. выразительность образа;
7. динамика движения;
8. лепка из нескольких частей;
9. пропорции;
10. роспись;
11. налепы;
12. углубленный рельеф;
13. использование стеки.
Подготовительная группа:
1. лепка с натуры;
2. лепка по представлению;
3. динамика движения;
4. выразительность образа;
5. лепка скульптуры из 2-3 предметов;
6. поза;
7. пропорции;
8. разные способы лепки;
9. сплющивание;
10. защипывание, соединение краев ;
11. оттягивание;
12. сглаживание;
13. вдавливание;
14. прижимание;
15. примазывание;
16. раскатывание;
17. мелкие налепы;
18. устойчивость;
19. рельеф;
20. роспись;
21. использование стеки.
В течение учебного года диагностическое обследование проводится 3 раза в
год.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных
группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем

первоначальных знаний и умений воспитанников. Обучение проводится по
подгруппам .
Все это способствует успешной работе по подготовке детей к обучению в
школе, способствует овладению навыками учебной деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Учебно-тематический план определяет максимальный объём нагрузки
обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение базового
компонента – инвариантная часть учебно-тематического плана, национальнорегионального, внутриучрежденческого и ученического компонентов –
вариативная часть учебно-тематического плана.
Основные параметры базового компонента (инвариантная часть программы)
учитывают видовое своеобразие изучаемой предметной области –
декоративно-прикладное искусство. Они определяют минимум содержания
образования: уровень предъявления знаний, умений, навыков, различных
способов деятельности. Особое внимание уделяется формированию опыта
разнообразной деятельности, что позволяет устранить излишнее
теоретизирование и реализовать цели дополнительной образовательной
программы с учётом специфики предмета изучения: приобретение опыта
двигательной, художественной, коммуникативной деятельности. Базовый
компонент составляет 70% общего времени, выделяемого на освоение
образовательной программы.
Национально-региональный компонент отражён в учебно-тематическом
плане .
Учебно-тематический план состоит из четырех частей:
1.
2.
3.
4.

учебно-тематический план первого года обучения;
учебно-тематический план второго года обучения;
учебно-тематический план третьего года обучения.
учебно-тематический план четвертого года обучения.

Установленное количество учебных часов первого года обучения: 12 часов.
Установленное количество учебных часов второго года обучения: 16часов.
Установленное количество учебных часов третьего года обучения: 20 часов.
Установленное количество учебных часов третьего года обучения: 24 часа.
Возраст детей : с 3 до 7 лет .
Расписание работы : Один раз в неделю.

Тематическое планирование на год во второй младшей группе.
Сентябрь
1)Тема «Яблоня». Научатся лепить базовую форму «шар», различать цвета,
называть фрукты.
2)Тема «Мухоморы». Научатся лепить базовую форму «лепешка», узнают,
что грибы есть съедобные и несъедобные, научатся различать мухоморы.
3)Тема «Цветной лужок». Научатся лепить базовую форму «колбасок»,
научатся составлять простейшую композицию, испытают положительные
эмоции от воспоминаний о лете.
4)Тема «Солнышко». Научатся лепить «мазок», запомнят стихи и потешки о
солнце, испытают положительные эмоции от их чтения
Октябрь
1)Лепим овощи: огурец, помидор. Научатся лепить огурец и помидор,
закрепят умение различать овощи, узнают, что такое витамины.
2)Лепим овощи: морковка, капуста. Научатся лепить морковь и капусту,
закрепят умение различать овощи, отгадывать про них загадки.
3) Любимые игрушки: пирамидка. Научатся лепить пирамидку, закрепят
понятие «больше-меньше», научатся располагать предметы по величине.
4) Любимые игрушки: неваляшка. Научатся лепить куклу-неваляшку, будут
учиться расказывать о своей любимой игрушке.
Ноябрь
1)Коллективная

работа

«Фруктосад».

Научатся

фантазировать

на

«фруктовую» тему, будут учиться работать в коллективе, составлять
композицию.

2)Аквариум: водоросли. Узнают, что такое водоросли и для чего они нужны,
научатся лепить различные по форме водоросли.
3) Аквариум: улитки. Узнают, кто такие улитки, какую роль они играют в
аквариуме, научатся лепить улиток из глины.
4) Аквариум: камешки. Научатся проявлять фантазию при лепке камешков,
научатся наблюдать за аквариумными рыбками.
Декабрь
1)Аквариум: рыбки. Узнают о разнообразии аквариумных рыбок, об
условиях их жизни, научатся лепить рыбок, составлять композицию.
2) Снеговик. Научатся лепить снеговика, проявят желание лепить снеговика
из снега, запомнят стихи и загадки про снеговика.
3) Елочка.

Испытают положительные эмоции от приближающегося

праздника, научатся лепить елку, выучат стихи про новогоднюю елку.
4) Шарики-фонарики. Научатся лепить украшения для елки, научатся
украшать елочку и запомнят песни и хороводы про новогоднюю елку.
Январь
1)Картина на плоскости: «Зимняя ночь». Научатся лепить картины на
плоскости, будут развивать воображение, научатся различать понятия «деньночь».
2) Ферма: курочка и цыплятки. Познакомятся с домашними птицами,
вспомнят об их повадках, запомнят потешки, научатся лепить курочку и
цыплят.
3)Ферма: Петя-петушок. Закрепят знания о домашних птицах, научатся
лепить петушка, выучат потешку «Петушок».

Февраль
1)Ферма: утка и гусь. Познакомятся с домашними птицами, научатся лепить
утку и гуся, разучат игру «Гуси-гуси».
2) Самолет построим сами. Узнают о государственном празднике «День
защитника Отечества», научатся лепить самолет, познакомятся с профессией
летчика.
3)Танки. Закрепят знания о государственном празднике «День защитника
Отечества», научатся лепить танк, познакомятся с профессией танкиста.
Март
1)Картина на диске: Цветы для мамы.Узнают, что композиции можно
создавать, используя бросовый материал, научатся лепить различные цветы,
познакомятся с названиями цветов, будут учится рассказывать о своих
мамах.
2) Зоопарк: павлин. Будут учится рассказывать о диких зверях и птицах,
научатся лепить павлина, узнают, как выглядит эта птица и каковы ее
особенности.
3) Зоопарк: ежик. Обобщат свои знания о ежике, научатся его лепить,
прослушают сказку Маршака про ежиное семейство.
4) Зоопарк: черепаха. Узнают про особенности внешнего вида черепахи и ее
поведении, научатся лепить черепаху, используя пластилин и скорлупу
грецкого ореха.
Апрель
1)Зоопарк: змейка. Узнают о жизни змей в дикой природе, научатся как себя
вести при встрече с ней, научатся лепить змею, придумают истории про этих
пресмыкающихся.

2) Ракета. Узнают, кто такие космонавты, научатся лепить ракету, разучат
игру «Ждут нас быстрые ракеты».
3) Жучки. Узнают, кого называют насекомыми, как насекомые провели зиму,
научатся лепить жуков, составлять простые композиции.
4) Божья коровка. Узнают, кто такая божья коровка и почему так называется,
научатся лепить ее, разучат потешку «Божья коровка».
Май
1)Пластилиновый лужок: Ромашка и Мак. Узнают о разнообразии полевых
цветов, научатся различать ромашку и мак, лепить их.
2) Пластилиновый лужок: Василек. Познакомятся с цветком василек,
научатся различать его и лепить, будут учиться любоваться красотой
природы.
3) Пластилиновый лужок: Гусеница. Узнают, откуда берутся гусеницы,
научатся лепить их, разучат подвижную игру «Гусеница».
4) Пластилиновый лужок: Бабочка. Узнают, что бабочки – это насекомые,
будут учиться любоваться их красотой и разнообразием, научатся лепить
бабочку, проявляя фантазию и развивая воображение.
Июнь, Июль, Август
Работа с глиной на участке:
1)Лепка украшений для кукол (Бусы, кулоны)
2) Лепка угощений для кукол (конфеты, пряники, тортики)
3) Лепка овощей и фруктов для магазина.

Тематическое планирование на год в средней группе.
Сентябрь.
Цикл занятий «Знакомство с глиной, как материалом»: «Слепи, что
хочешь», «Роспись поделок тычками».
Задачи:
1.Вызвать интерес к лепке из глины.
2.Исследовать глину как материал.
3.Учить расписывать поделки из глины.
Октябрь.
Цикл занятий «Овощи и фрукты»: «Овощи», «Фрукты», «Корзина с
грибами» (совместная детей и воспитателя).
Задачи:
1.Учить лепить объемные фигуры.
2.Закреплять умение соединять детали с помощью воды.
3. Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов,
создавать гармоничную композицию.
4. Закреплять знания фруктов и овощей.
Ноябрь.
Цикл занятий «Насекомые»: «Гусеница», «Божья коровка», «Пчелка»,
«Бабочка».
Задачи:
1.Продолжать учить создавать объемные фигуры из глины.
2. Учить лепить насекомых, передавая характерные особенности их строения
и окраски.
3. Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами
(бусинки, зубочистки, кусочки ткани на проволоке).
4. Воспитывать интерес к живой природе.
5. Развивать способности к формообразованию.

Декабрь.
Цикл занятий «Готовимся к Новому году»: «Снеговик», «Новогодние
игрушки», «Елочка», «Роспись поделок».
Задачи:
1.Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике, формировать у детей
представление о народных праздниках, их атрибутах.
2. Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание
узора стекой, штампирование (печатание) декора колпачками фломастеров.
3. Развивать чувство формы, пропорций.
4. Воспитывать аккуратность.
Январь.
Цикл занятий «Животные нашего края»: «Ежик», «Мышь», «Зайчик»,
«Роспись поделок».
Задачи:
1.Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по
величине и пропорциям.
2. Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук.
3. Воспитывать уважительное отношение к животным.
Февраль.
Цикл занятий «Мы играем»: «Овощи и фрукты для игры в «Магазин»»,
«Хлебобулочные изделия для игры в «Магазин»», «Мебель для Барби»,
«Роспись поделок».
Задачи:
1.Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные
способы и приемы лепки.
2. Вызвать у детей интерес к изготовлению игрушек для сюжетно – ролевых
игр и пальчикового театра.
3. Развивать наблюдательность.
4. Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.

Март.
1-я неделя «Цветы для мамы»
Задачи:
1.Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить
материал на нужное количество частей разной величины, лепить
последовательно.
2. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.
3. Воспитывать трепетное отношение к маме, желание сделать ей приятное.
2-4 неделя «Лепим посуду»
Задачи:
1.Знакомить детей с основными видами посуды.
2. Отрабатывать приемы вдавливания, выгибания, сглаживания.
3. Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета.
4. Воспитывать интерес к гончарному ремеслу.
Апрель.
Цикл занятий «Рассказ о дымковских игрушках»: просмотр иллюстраций,
игрушек, элементов росписи. Лепка «Птица - крылатка», «Роспись поделок».
Задачи:
1.Учить детей лепить дымковские игрушки.
2. Узнавать их среди других игрушек.
3. Развивать технические умения и навыки.
4. Воспитывать аккуратность.
Май.
Цикл занятий «Лепка декоративных плиток»: «Весенняя лужайка»,
«Кулон для мамы», «Роспись барельефа».
Задачи:
1.Учить детей лепить да декоративной пластине.

2. Работать со стекой, использовать перчатки.
3. Расписывать барельеф.
Июнь, Июль, Август.
Работа с глиной на участке в творческих мастерских.
Цикл занятий «Пластины»: цветы, торты, подставки.
Предметная и сюжетная «Овощи, фрукты, для игры в магазин», «Жители
водоема» (утки, гуси, рыбы), «Фигурки для настольного театра».
Задачи:
1.Развивать технические умения и навыки.
2. Воспитывать аккуратность.
3. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.

Тематическое планирование на год в старшей группе.
Сентябрь
1.Знакомство с глиной как с материалом "Слепи, что хочешь".
2."Торт для кукол"
Знакомство с новыми приемами: налепы, работа со стекой.
3.Роспись тортиков тычками.
4."Чашка" (лепка)
Задачи:
Должен понять:
Способы лепки, приемы лепки
Должен знать: соединение деталей
Должен уметь: изобразить последовательно
Октябрь
l .Роспись "Чашки"- работа тычками.
2."Грибок" (лепка, установка предмета на подставку).
3. Роспись "Грибка".
4.Рассматривание калининских и дымковских игрушек (птицы)
Задачи:
Должен знать: что такое композиция
Должен уметь вычленять целостную композиции, изобразить
последовательно, придавать образу выразительность, раскрасить работу.
Ноябрь
1."Уточки в пруду" (коллективная работа)
сюжетная лепка по мотивам калининских игрушек.
2. Роспись "Калининских уточек" (тычки).
3. JIепка "Птица с красивыми крыльями" по восприятию.

4.Роспись "Птица (дымковский орнамент)
Задачи:
Должен знать: что такое композиция
Должен уметь вычленять целостную композиции, изобразить
последовательно, придавать образу выразительность, раскрасить работу.
Декабрь
l ."Рыбка (лепка, использование печаток (чешуя) по представлению )
2."Рыбка" роспись.
3."Как колобок встретил зайца". (высокий барельеф)
4.Роспись барельефа высокого.
5."Изготовление елочных игрушек"
соленое тесто «Уроки детского творчества»
Задачи:
Должен знать: особенности лепки
Должен уметь: выделить особенности формы, деталей, пропорции,
закреплять предметы на подставке.
Январь
1.Декоративнаяпластина (работа со стекой)
2.Росписъ декоративной пластины.
3. «Ежик» (закрепление на подставке) работа со стекой, использование
печаток.
4.Роспись высокого барельефа (тычки)
Задачи:
Должен знать: последовательность лепки
Должен уметь: выделить особенности формы, последовательное соединение
деталей, мелкие налепы.

Февралъ
1.Девочка в красивом платье (налепы)
2. Роспись «Девочки в красивом платье» (по мотивам дымковской росписи)
3. «Кулон для мамы» (по восприятию).
4.Роспись кулона.
Задачи:
Должен знать: особенности лепки
Должен уметь: вычленять последовательность, соединение деталей, разные
приемы лепки.
Март
l. Рассказ о дымковских игрушках , просмотр иллюстрации игрушек,
элементов росписи.
2. «Козлик» (по восприятию).
3. Роспись "Козлика" (по мотивам дымки).
4 Лепка по желанию «Вылепи предмет, которым можно украсить
группу (закрепление навыков).
Задачи:
Должен знать: строение животного
Должен уметь: выразить позу, последовательность, мелкие детали
Апрель
1.Роспись работ.
2.Знакомство с филимоновскими игрушками (история).
3. «Свинья» (лепка по мотивам филимоновской игрушки) "
4.Роспись «Свиньи».
Задачи:
Должен знать: способы и приемы лепки

Должен уметь: выполнять последовательно, использовать мелкие налепы.
Май
1.Весенняя лужайка (декоративная плитка).
2.Роспись плитки.
3. «Придумай свою сказку и вылепи ее»
4.Роспись изделий.
Задачи:
Должен знать: что такое скульптурная композиция
Должен уметь: выразить в позе, пропорциях
Июнь, июль, август
Работа с глиной на участке:
l .Пластины: «Цветы, торты, подставки".
2 . Предметная и сюжетная:
«Овощи», «Фрукты», (для игры в «Магазин»)
«Жители водоема» (утки, гуси, рыбы)
«Фигурки для настольного театра».
Задачи:
Должен знать:
способы создания полых форм
Должен уметь:
присоединить разные детали, украсить и раскрасить форму.

Тематическое планирование на год в подготовительной к школе группе.
Сентябрь
1. Знакомство с игрушкой-свистулькой села Донского
2. «Осенние цветы» - знакомство с новыми приемами, работа со
стекой, скалкой, налепы.
3. Роспись барельефа.
4.Рассказ о гончаре и гончарном круге, использование полых форм
из глины «Посуда» (работа со стеками, печатками)
Задачи:
Должен понять:
Взаимосвязь скульптурных компонентов; композиционной скульптуры.
Должен знать: композиционное решение, способы создания полых форм.
Должен уметь: последовательно выполнять скульптурную композицию.
Октябрь
1. Роспись «Посуды»
2.«Уточка» (лепка)
3. Роспись уточки (по мотивам калининской игрушки).
4.Беседа о работе дымковских мастеров. Рассматривание иллюстраций,
игрушек.
Задачи:
Должен знать: цвета калининской игрушки, элементы росписи
Должен уметь: создать форму, устойчивость, характерные детали
Ноябрь
1. «Сказочная птица» (по представлению),
2. Роспись сказочной птицы (тычки, кисти, гуашь)
3. «Знакомство с каргопольской игрушкой.

4.Лепка «Козел».
Задачи:
Должен знать: строение животных, основные детали
Должен уметь: выполнять форму, налепы, устойчивость.
Декабрь
1.Роспись «Козла» (плавность перехода контрастность красок),
2 «Хоровод» (коллективная лепка по дымковской игрушке).
3.Роспись «Дымковской куклы».
4. Знакомство с гжельской росписью, роспись бумажной тарелочки.
Задачи:
Должен знать: цвета гжели, предметы по гжели
Должен уметь: создать форму, устойчивость, характерные детали
Январь
1. «Дед мороз» (композиция).
2 .Роспись «Деда мороза».
3.Декоративная пластина (изготовление шаблонов)
4 Лепка декоративной платины по шаблонам.
Задачи:
Должен знать: способы и приемы лепки, последовательность выполнения
работы.
Должен уметь: раскрасить
Февраль
1.Роспись декоративной пластины.
2. «Сказочная рыбка» (лепка).
3. Роспись «Сказочной рыбки».
4. «Петушок» (лепка по дымковской игрушке).

Задачи:
Должен знать: особенности лепки
Должен уметь: выделить особенности формы,
закреплять предметы на подставке, раскрасить.

деталей,

пропорции,

Март
1.Роспись «Дымковского петушка».
2. Лепка «Декоративная ваза» (по восприятию)
3. Роспись «Декоративной вазы»
4. «Все любят пряники» (откуда к нам пришел пряник; пряник-игрушка;
пряник- картинка; пряник – подарок; лепка подарочного пряника).
Задачи:
Должен знать: особенности лепки
Должен

уметь:

вычленять

целостную

композиции,

изобразить

последовательно, придавать образу выразительность, раскрасить работу,
способы создания полых форм.
Апрель.
l. Роспись пряника.
2.Знакомство с филимоновской игрушкой, лепка филимоновской
барышни.
3.Роспись филимоновской барышни.
4. Экскурсия в музей с. Донского (глиняная игрушка, глиняная утварь,
предметы быта)
Задачи:
Должен знать: способы и приемы лепки, историю своего села.
Должен уметь: присоединить разные детали, украсить и раскрасить форму.

Май
1. Роспись дымковских игрушек.
2. «Весенняя полянка» (декоративная пластина из цветов, насекомых)
3. Роспись панно.
4. «Твоя любимая сказка» (по представлению).
Задачи:
Должен знать: способы и приемы лепки, последовательность выполнения
работы.
Должен уметь: называть характерные особенности насекомых, раскрасить.
Июнь, июль, август.
1.Барельефная лепка «Цветы, рыбки, бабочки»
2. Предметная и сюжетная лепка
«Фигурки настольного театра»
«Дымковская игрушка»
«Филимоновская игрушка»
«Посуда для кукол» (гжель).
«Этот фантастический мир»
Задачи:
Должен знать: способы создания полых форм
Должен уметь: присоединить разные детали, украсить и раскрасить форму.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».