г МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 87 «Улыбка» комбинированного вида 670050, г. Улан-Удэ, ул. Камова, 7. Тел./факс:8(301-2) 25-37-00 эл.адрес: бз_87@§о\тЬ.ги : & Принято: Решением Педагогического совета Протокол № 1 от «28 » сентября 2022 г Заведую] (ждаю: «Улыбка» якова ПОЛОЖЕНИЕ о логопедической группе МБДОУ №87 «Улыбка» Общие положения ’ 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад 87 «Улыбка» в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г № 124 - ФЗ. 1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедической группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 87 «Улыбка» (далее МБДОУ) в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом Министерства образования и науки РФ от 31.07.2020 №373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образовании», с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности (или)безвредности для человека факторов обитания», с СанПиН 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», 1.3. Логопедическая группа создается в дошкольном образовательном учреждении - при наличии условий для функционирования с целью: создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей, в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовку детей к успешному обучению в общеобразовательной школе. 1.4. Основные задачи логопедических групп МБДОУ детский сад 87 «Улыбка»: - коррекция нарушений устной речи детей; формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи; своевременное письма; предупреждение возникновения нарушений чтения и 1.5. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путем ликвидации по решению учредителя МБДОУ. 4 Л 2. Организация логопедической группы 2.1. Логопедические группы в МБДОУ комплектуются и открываются на основании приказа заведующего ДОУ. 2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи: В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи: общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР); фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН); задержка речевого развития (ЗРР) 2.3. Зачисление воспитанников в логопедическую группу осуществляется на основании заключения ГТМПК которое проводится с 01 апреля по 15 июня ежегодно, на основании приказа заведующего дошкольным образовательным учреждением и заявления родителей (законных представителей) воспитанника. 2.4. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании предоставленных заключений ПМПК. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. 2.5. Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя ДОО. 2.6. В логопедическую группу МБДОУ зачисляются, как правило дети одного возраста и уровня на основании заключения областной ПМПК. 2.7. В логопедическую группу принимаются дети с ринолалией, дизартрией, дислалией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с четырех-пяти лет. Срок коррекционно развивающей работы 2-3 года. 2.8. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий: - для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более 12 человек; - для воспитанников, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом) не более 12 человек; 2.9. Приему в логопедические группы дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети имеющие: недостатки речи, обусловленные умственной отсталостью деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза, грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы - нарушения общения в форме раннего детского аутизма - заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в ДОУ общего типа. 2.9. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учительлогопед заполняет речевую карту, 2.10. , Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповая (фронтальная), подгрупповая и индивидуальная непосредственно образовательная деятельность. 2.11. Групповые коррекционные занятия проводятся в соответствии с программой «Подготовка к школе детей с ОНР» Филичевой Т.Б., Чиркиной Т.В. 2.12. Индивидуальные коррекционные занятия проводятся не менее 2 - х раз в неделю: - с детьми, имеющими общее недоразвитие речи; - с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у детей, эта деятельность с ними проводится в подгруппе. 2.12. Количество подгрупповых коррекционных занятий в неделю зависит от возраста детей-логопатов и от периода коррекционного обучения. 2.13. Продолжительность групповых коррекционных занятий: -старшая группа - 20-25 минут - подготовительная группа - 30 минут. Между фронтальными занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут. 2.14. Продолжительность подгрупповых коррекционных занятий составляет 1520 минут, индивидуальных от 10 до 20 минут в зависимости от возраста детей. Между подгрупповыми и индивидуальными коррекционными занятиями допускаются перерывы в 10 минут. 2.15. Воспитателем логопедической группы ежедневно, во второй половине дня проводятся коррекционные часы по заданию учителя-логопеда. 2.16. В случае необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушением речи, с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в ТПМПК города. 2.17. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учительлогопед, воспитатель и заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением. 3. Руководство логопедическими группами 3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией МБДОУ 3.2. Заведующий МБДОУ: - обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционнопедагогической работы - подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее образование, или средне специальное, но не менее 5 лет работы на старших группах МБДОУ - обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении 3.3. учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации, семинарах и др. 3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации. 4. Участники образовательного процесса логопедической группы Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения речи, их родители (законные представители), педагоги и специалисты ДОУ. 4 .1. Родители (законные представители): имеют право защищать законные права и интересы ребенка; принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом, знакомятся с характером коррекционных методов обучения детей; принимают активное участие по преодолению речевых недостатков. 4.2.Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностики и коррекции речевых нарушений у детей, консультируют родителей (законные представители) по вопросам развития речи. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционноразвивающей работы: обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения; комплектует подгруппы детей для коррекционных занятий; -проводит регулярные коррекционные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма; готовит документы для обследования детей в ПМПК с целью определения в логопедическую группу; осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения; представляет администрации дошкольного образовательного учреждения, ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы; поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных Учреждений, ПМПК; информирует педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедической группы; ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи; участвует в работе городского методического объединения учителей- логопедов и методического объединения дошкольного образовательного учреждения; повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам. 4.2.1. Воспитатель логопедической группы: закрепляет приобретенные навыки; - отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей; - планирует и организует общеобразовательные занятия. Не рекомендуется менять воспитателей в логопедической группе. Смена воспитателей приводит к снижению качества коррекционной работы, создает дополнительные трудности в работе учителя-логопеда. 4.2.2. Педагог-психолог: - оказывает консультативную помощь родителям и специалистам ДОУ, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка; - внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи. 4.2.3. Музыкальный руководитель: - развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание, музыкально-ритмические движения; - участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха; - стимулирует познавательные процессы через утренники, досуг. 5. Права и обязанности учителя-логопеда 5.2. В штат МБДОУ вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи. 5.3. Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы. 5.4. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством РФ, 5.5. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи. 5.6. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам ДОУ и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка. 5.7. Учитель-логопед повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам. 5.8. Учитель-логопед пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты) предусмотренными законодательством РФ. 5.9. Продолжительность рабочего времени (норма часов за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в логопедической группе ДОУ, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю. 5.10. Учитель-логопед ведет документацию: - речевая карта - тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы - список детей логопедической группы с заключением ПМПК перспективный план коррекционной работы с детьми планы (конспекты) групповых и индивидуальных коррекционных занятий индивидуальная тетрадь ребенка для выполнения заданий вместе с родителями журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий паспорт логопедического кабинета график работы учителя-логопеда, утвержденный заведующим МБДОУ отчет учителя-логопеда о результатах работы за учебный год расписание работы учителя-логопеда 6. Права и обязанности воспитателя логопедической группы 6.2. На должность воспитателей групп с нарушениями речи назначаются лица, с высшим профессиональным образованием или средним профессиональным образованием по направлению подготовки "Дошкольная педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшим профессиональным образованием или средним профессиональным образованием без предъявления требований к стажу работы. 6.3. Воспитатель должен владеть правильной, чистой, без дефектов речью. 6.4. Воспитатель планирует работу в соответствии с программой обучения и воспитания и коррекционной программой. 6.5. Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении речевых нарушений, а так же процессов тесно связанных с ними. 6.6. Воспитатель осуществляет коррекционную работу во всех видах деятельности в течение дня. Постоянно ведет наблюдение и систематический контроль за автоматизацией звуков и грамматическим строем речи. 6.7. Совместно с учителем-логопедом осуществляет взаимосвязь с родителями в коррекционной работе (тематические выставки, информационные стенды, консультации и др.) 6.8. Ежедневно проводит коррекционный час с привлечение^ младшего воспитателя. Воспитатель создает развивающую среду в группе для осуществления коррекционной работы. 6.9. Продолжительность рабочего времени (норма часов за ставку заработной платы) воспитателя логопедической группы ДОУ 25 астрономических часов педагогической работы в неделю. 6.10. Воспитатель логопедической группы ДОУ пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты) предусмотренными законодательством РФ. 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. 7. Материально-техническое и финансовое обеспечение Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения Для логопедического кабинета выделяется помещение соответствующее нормативным требованиям. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное состояние, ремонт помещения, возлагается на учителя-логопеда ДОУ. 7.6. Оплата труда учителей-логопедов ДОУ осуществляется в соответствии с окладом (должностным окладом), утверждённым приказом заведующего ДОУ. Производится доплата в размере 20 % за работу на логопедических группах. 7.7. Воспитателю логопедической группы производится доплата в размере 20 % от основного оклада, оплата производится из расчета 25 часов в неделю. 7.7. Младшему воспитателю производится доплата за работу на логопедической группе в размере 15 % от оклада (должностного оклада). 7.8. Педагогические работники ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель), работающие с логопедическими группами получают доплату в размере 20 % от основного оклада.