17.04.2023
Тест на готовность к школе. Проверим слух, речь,
логику...
На самом деле готовность к школе – это отнюдь не умение читть и считать. Дорос дошкольник или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам, выяснить которые можно с помощью игры.
Умение подчиняться действовать по правилам и контролировать свои
действия?
Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое»
не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы:
«Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря
слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть
больше 10.Если отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля
достаточно высок.
Уровень развития речи
Это один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в
школе.
Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7 предложений)
рассказ, либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает,
можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а
также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).
Уровень развития фонематического слуха?
Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете
какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом
вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это
другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в
секунду): Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора. Голос, голос,
голос, голос, колос, голос, волос. Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.
Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим
слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух
потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на
звуковые различия.
Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит малыша
назвать первый и последний звуки в словах «свет» (оба звука согласные), «корма»
(первый звук – согласный, последний – гласный), «индюк» (первый звук – гласный,
последний – согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто
ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.
Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться
игрой «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит
его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова»,
«кадушка», «лепешка», «караван»...
Умеет ли выполнять логические операции: устанавливать
причинно-следственные связи, выделять главное?
Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой
без одежды, то...», «Прошел дождь, поэтому...».
В игре «Четвертый лишний» предлагают
ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд,
лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.
Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы
словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара.
Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день – ночь,
лето – ... (зима)»; «часы – время, градусник – ... (температура)», «глаз –
зрение, ухо – ... (слух)». Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит,
словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.
Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа
мелких мышц руки)
и зрительно-моторная координация?
Без этих навыков ребенка не обучить письму.Обратите внимание, как малыш
владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает
геометрические фигуры.
***Если у ребенка в 6–6,5 года есть все перечисленные навыки, он
сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не
спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет
трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже.
Но как же помочь ребенку подготовиться к обучению в
школе?
Хочется дать несколько
советов родителям.
О хорошем развитии речи, как условии успешного
обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда
осознают, как же эту речь развивать. Часто можно услышать: «Мы
так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много
обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать
самую простую картинку, ни о чем-то рассказать...» Да как же иначе:
ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли — не
ребенок. «Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и
слова не вытянешь. Но даже, и «молчуны» разговорятся, если есть
стимул для разговора.
Какими упражнениями можно
развивать речь?
1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку
— обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах
обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое
стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в
нем слово.
3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте,
скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям
можно отнести:
— какими словами, красками можно описать время года;
— назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет,
только веселые слова;
— расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше
прилагательных); что он может делать (назови как можно больше
глаголов) ит.д.;
— играйте в игру «Если бы, да кабы...». Ребенку предлагается
закончить
Если бы я был Улицей, то я бы ..., потому что... .
Если бы я был Музыкой, то я бы ..., потому что... .
Если бы я был Дождиком, то я бы ..., потому что... .
Если бы я был Мандарином, то я бы ..., потому что... ;
— играйте в игру «Хорошо — плохо».
Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
— играйте в слова, где изменяется только один звук:
почка — дочка — точка —кочка...
4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм.
Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите
описать понравившегося героя.
5. Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении».
(В лес растут грибы. Шишки растут... елке.)
6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что
рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как
день) и конца (короткого, как вечер).
7. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
Помните! Ребенка очень легко сбить:
достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия — и
увлеченный «говорун сразу скисает».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.09.2023
Дата обновления: 16.12.2023
Дата публикации: 17.04.2023