15.03.2022
Ваш ребёнок – левша
Левшество - это один из вариантов развития организма, связанное с
особенностями
работы головного мозга. У левшей в
первую очередь не сформировано межполушарное взаимодействие и специализация
полушарий.
У каждого
полушария головного мозга своя роль. Левое полушарие называют
рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным
мышлением, обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая
все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону
тела: принимает информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое
полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие
искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно,
мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к
эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции,
зрительно-пространственные функции. Правое полушарие обслуживает левую сторону
тела.
Обычно уже к
4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо. Ведущая левая рука (ухо,
глаз) указывают на активность правого полушария. До этого момента дети могут
брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то
другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не
настаивать на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда
доминантность установится, это произойдет естественным путем.
Когда
можно заметить, что ребенок – левша?
Однозначного
ответа на данный вопрос специалисты не дают, их мнения расходятся. Ряд ученых
утверждает, что леворукость можно заметить уже в два-три месяца. Другие
специалисты считают, что доминантность той или иной руки полностью сформирована
лишь к четырем-пяти годам. В два-три года большинство детей одинаково
«управляются» как левой, так и правой рукой. Они в таком возрасте могут держать
ложку, карандаш то в правой, то в левой руке – все зависит от его настроения и
желания в конкретный момент.
Если вы
замечаете, что ваш малыш может работать и одной, и другой рукой, то это
означает, что в головном мозге еще не сформировалась доминантность одного из
полушарий. Но с уверенностью можно сказать, что в пять лет родители уже должны
четко знать, левша или правша их ребенок, потому что с этого возраста
начинается подготовка к школе, которая включает в себя развитие мелкой моторики
– пальчиков, и право - и леворукость играют в этом далеко не самую последнюю
роль. Когда ваш ребенок придет в первый класс, и учитель не будет знать, какая
рука у ребенка ведущая, то это может привести к серьезным проблемам с письмом и
вообще с обучением в целом.
Как
определить, ребенок – левша или правша?
Когда ваш кроха еще совсем маленький, то самый лучший способ для определения право - или леворукости – это наблюдение. Когда ваш малыш кушает, рисует, играет и так далее, смотрите, какой рукой он выполняет эти действия. Когда ваш ребенок станет немного постарше, то с ним можно выполнить несколько заданий в игровой форме, которые и позволят окончательно определить доминирующую руку у малыша.
• Игра в мяч. Мяч можно заменить
мягкой игрушкой или другим легким предметом.
• Возьмите два шнурка средней
толщины и не туго их завяжите. Попросите малыша, чтобы он их развязал.
• Возьмите несколько спичечных
коробков, уберите из них спички и в каждый коробок положите по разному
предмету: монетку, бусинку, конфетку и другие. Называйте малышу предмет,
который он должен найти, открывая каждую коробочку.
• Возьмите небольшую бутылочку или
баночку с закручивающейся крышечкой и попросите малыша ее открыть. Крышка
должна быть закручена лишь слегка, чтобы малыш не прикладывал усилия при открывании.
• Постройте дом из брусков
конструктора.
• Попросите малыша вам помочь
вытереть со стола пыль влажной тряпочкой.
• Попросите малыша собрать
разбросанные игрушки и другие вещи.
В то время, как
ваш малыш выполняет эти задания, наблюдайте, какой рукой он больше работает, то
есть, какой собирает игрушки, открывает крышки, кидает мяч и так далее. Но для
того, чтобы точно определить доминирующую руку, выполнить один раз эти задания
недостаточно. Можно даже завести тетрадку, в которой вы будете записывать
результаты и наблюдения. Если в итоге окажется, что явно преобладает левая
рука, то есть правая рука практически не задействуется или задействуется как
вспомогательная, то ваш малыш – левша.
Стоит
ли переучивать леворуких детей?
Чтобы
предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не
только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга.
Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу
ребенка.
Следует
понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить
ведущее полушарие. Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения
темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием -
это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка
(он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать,
плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные
боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например,
нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической
сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
У переученных
левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна,
страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения,
раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.
Советы
родителям
Ø
Не переучивайте левшу сами и не давайте это
делать другим. Перед тем, как ваш ребенок пойдет в первый класс, поговорите с
учителем, чтобы он был в курсе и помогал вам в воспитании и обучении
ребенка-левши.
Ø
Если ваш ребенок чрезмерно эмоционален и в
чем-то неаккуратен, то не кричите и не наказывайте его за это. Помните, что в
этом виноват не он сам, а особенность его головного мозга, вследствие которой,
он, например, может расплакаться и эмоционального переживать за героев
мультфильма.
Ø
Левши – творческие дети и их фантазия просто
безгранично. Не смейтесь над его небылицами, которые он может рассказывать вам
взахлеб. Например, что ночью он был на Марсе, на прогулке в детском саду
виделся с загадочным животным и так далее.
Ø
Помните, левша мыслит и запоминает образами,
поэтому во время обучения для лучшего запоминания используйте картинки и другие
наглядные пособия.
Ø
Ребенка-левшу не рекомендуется отдавать в кружки
и другие детские объединения, где большое количество детей. Это связано с тем,
что леворукие дети с трудом подчиняются жестким правилам.
Ø
Как можно раньше научите ребенка-левшу правильно
держать ручку – так, как это необходимо именно леворукому ребенку.
Воспользуйтесь специальными прописями для левшей.
Ø
Не перегружайте ребенка домашними делами и занятиями,
но при этом следите, чтобы он не болтался просто так. Ребенок-левша очень
ранимый и чувствительный, старайтесь не кричать и не наказывать его, выберите
другую тактику воспитания, способную привести к желаемому результату. Если вам
это затруднительно, не бойтесь обращаться к детским психологам за помощью и
консультацией.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.12.2023
Дата обновления: 16.12.2023
Дата публикации: 15.03.2022