22.05.2023
Советы логопеда родителям будущих первоклассников
Правильная речь является важнейшим
условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка
устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
В случае если речь школьника недостаточно
развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия –
нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения), а значит, и
в усвоении многого словесного учебного материала. У многих детей нередко
наблюдается некоторое отставание в речевом развитии, которое в дошкольном
возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно
может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок,
например, на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые
незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала
его обучения грамоте.
До
поступления в школу родителям следует обратить внимание на следующее:
1.
Состояние
звукопроизношения
Ребенок к
шести – семи годам должен четко произносить все звуки.
2. Состояние фонематических процессов
Этот
раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком,
владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение
первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово,
посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа:
ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
3. Состояние грамматического строя
Следует
обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул -
стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о
друге).
4.
Состояние
слоговой структуры слова
Шестилетний
ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и
т.п.
5.
Состояние
словарного запаса
В
словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, в числе которых
представлены все части речи. Считать слова, известные Вашему ребенку, конечно
же, не нужно, да и это невозможно. Но Вы можете проверить знание ребенка
лексики по темам: «Семья», «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Продукты», «Животные
дикие и домашние» и т.п. (т.е. всё то, что проходил ребенок в детском
саду).
6.
Состояние
связной речи
Учите
детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить или
пересказать сказку и рассказ, продолжить предложение, описать то, что
происходит на улице, картине, др.
7.
Развитие
мелкой моторики
Часто
обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для того, чтобы избежать
данных проблем, нужно решить вопрос о готовности к письму непосредственно руки.
Успешному развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина, глины,
теста; игры с мелким конструктором; пазлы, мозаика, застёгивание и
расстёгивание пуговиц; пособия-шнуровка, завязывание шнурков, развязывание
узелков на шнурках; раскрашивание, штриховка, рисование; нанизывание
бус.
8.
Состояние
пространственных функций
Умение
определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение
узнавать предметы, буквы в разных положениях (перевёрнутые, заштрихованные
наложенные друг на друга и пр.).
9.
Развитие
коммуникативных функций
Полноценному
развитию коммуникативных функций ребенка способствует постоянное общение с
детьми, взрослыми. Речь идет об умении слушать, запоминать и выполнять
инструкции и о выстраивании полного, развернутого, уверенного общения.
10. Развитие процессов внимания, памяти
Сегодня
довольно большой выбор упражнения и заданий для развития внимания и памяти. Их
можно купить, можно найти в интернете. Например, найти 10 отличий на двух
практически одинаковых картинках; пройти по лабиринту; увидеть недостающие
детали; запомнить ряд слов или предметов; и т.д.
11. Развитие мышления
Развитое
мышление предполагает умение ребенка обобщать слова или предметы («назови одним
словом»: например, стол, стул, кровать, шкаф – это мебель); умение
классифицировать («распредели на группы»: помидор, огурец, яблоко, морковь,
груша, персик); умение выделять лишнее с объяснением (тарелка, вилка, мячик,
чашка).
Обязательно
ли ребенок должен уметь читать к 1 классу?
Не
обязательно!
Умение складывать из слогов слова еще не
является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную
мыслительную операцию – не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен
формироваться по специальным методикам. О необходимости умения читать до школы
лучше поговорить с учителем, в класс к которому пойдет ребенок.
Основным
умением при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной
ситуации, ответы на вопросы после чтения.
Трудности
при овладении чтением и письмом:
В
группу риска попадают следующие учащиеся:
ü если
ребенок левша
ü если
он – переученный левша
ü если
Ваш ребенок посещал логопедическую группу
ü если
в семье говорят на двух и более языках
ü если
ребенок слишком рано пошел в школу
ü если
у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием
ü
если нарушено звукопроизношение (возможны
ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).
ü если
нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги,
набор звуков)
Важно не учить читать, а развивать
речь ребенка. Не учить писать, а создать условия для развития мелкой моторики.
Известно, что основное развитие речи
происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых
функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников
можно дать следующие рекомендации:
1. Больше читайте! Читайте вслух ребенку,
рассматривайте с ним иллюстрации в книге, пусть пробует читать сам (хотя бы
коротенькие знакомые слова).
2.
Развивайте общую и мелкую моторику
ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.
3.
Работайте над развитием познавательных
способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.
4.
Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери,
магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить
малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
5. Будьте
последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое
не будет получаться сразу.
К поступлению в 1 класс ребенок
должен знать:
ü
свои имя и фамилию, адрес, имена членов
семьи, номер телефона мамы / папы
ü
знать времена года, названия месяцев, дней
недели
ü
уметь различать цвета
ü
уметь объединять предметы в группы:
мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.
ü иметь
элементарные представления об окружающем миру: о профессиях, явлениях
природы, правилах общения и поведения.
Если у ребенка есть логопедические
проблемы, то важно перед поступлением в школу продолжать занятия у логопеда. Желательно,
чтобы все звуки к 1 классу были поставлены. У таких детей слабое место – рука.
Также они часто при письме пропускают гласные звуки. Забудьте про классы с
ранним изучением иностранного языка.
От
чего зависит развитие речи ребенка?
Здесь
можно выделить 3 основных фактора, влияющих на речь ребенка:
ü образец
речи в семье (общение с ребенком, диалект, традиции, культура речи);
ü
собственный речевой опыт (общение со
сверстниками, общение со взрослыми, СМИ);
ü
занятия в детском саду, при необходимости
занятия с логопедом.
Самое
главное, что Вы должны оставаться для Вашего ребёнка любящим и понимающим
родителем и не берите на себя роль учителя.
Успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.12.2023
Дата обновления: 16.12.2023
Дата публикации: 22.05.2023