Рекомендации по организации речевого уголка в группе

20.11.2023

Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят: стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул,  большое зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При подборе составляющих речевого уголка должны учитываться:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материалов;
- возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
- фонематического слуха;
- дыхания;
- воздушной струи;
- артикуляционной моторики;
- правильного звукопроизношения;
- словаря;
- фразовой речи;
- мелкой моторики пальцев рук;
- звукового анализа и синтеза слогов и слов.

     Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой,  физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется воспитателем.

Материал, содержащийся в коррекционном уголке, может носить многофункциональный характер, использоваться в разных целях.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.

Дидактическое оснащение должно подбираться для решения речевых задач, а также  удовлетворять потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену дидактических пособий.

Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать комфорт и эстетику обстановки.

Оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.

Дидактические пособия для создания предметно-развивающей среды

в коррекционном уголке группы

Задачи

 

Дидактические пособия

 

Дидактические игры

1.Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи

 

«Рыбки»; «Насекомые»; «Транспорт»; «Листочки»; «Бабоч­ки»; «Волшебный пушок»; «Горка»; лабиринты; «Разноцвет­ная поляна»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фоль­ги на ниточке, конфетти, пластмассовые и бумажные кораблики, емкости с водой, бумажные бабочки, птички, самолетики, ватные шарики, трубочки для коктейлей, мыльные пузыри, стеклянные флаконы, губная гармошка, бумажные цветы, саше, свечи, воздушные шары, вертушки,

 

«Буря в стакане»; «Чей кораблик до­берется быстрее»; «Загони мяч в во­рота» и др.

 

2.Формирование фонематического восприятия и слуха

 

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские му­зыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, ду­дочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; пред­метные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»); индивидуальные пособия для звукобуквенного ана­лиза; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова

«Собери букет»; «В мире животных и птиц»; «Делим слова на слоги»; «Фонематика»; «Найди себе пару»; «Най­ди, что звучит»; «Звуковое домино»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «При­думай слова со звуком»; «Испорченный   телефон»; «Продавец и покупатель»; «Звуковые символы» и др.

 

3.Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схе­мы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определен­ный звук; схема характеристики артикуляции звуков; арти­куляционная гимнастика в стихах и картинках; формы арти­куляционной гимнастики для губ и языка в символах; аль­бомы с артикуляционной гимнастикой (авторы Т. А. Кули­ковская, Е. А. Пожиленко); схема для характеристики зву­ка; ватные палочки, ватные диски, зеркала.Хочу такой сайт

Картотека

4. Закрепление навыков правиль­но звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в словах, словах, в предложениях, в связной речи)

 

Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; лого­педические альбомы для автоматизации различных звуков (авторы О. И. Лазаренко, Л. А. Комарова); чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики зву­ков; схема слова; зеркала в ассортименте.

 

Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Говорим правильно»; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л)», картотеки

 

5.Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

 

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и сло­гов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д.; «Карусель» (учим бук­вы); карты для чтения; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Учимся читать»; «Букварь» Н. С. Жукова, «Живая азбука», «Чтение по сло­гам», «Родная природа»; «Путешествие с буквами»; «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; «Белоснежка» — чи­таем с подсказками; книжки-малышки и др.

«Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди бук­ву»; «Готов ли ты к школе?»; «Слого­вое лото»; «Волшебная тесьма»; «Най­ди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копил­ка» и др.; серия «Умные игры», ребусы

 

6. Активизация словаря, обоб­щающих понятий и лексико-грамматических категорий

 

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме)


«Что из чего сделано»; «Прогноз по­годы»; «Одень куклу»; «В мире живот­ных»; «Детский компьютер» и др.

 

7. Развитие связной речи


Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

Игры-самоделки «Составь рассказ по картинкам» («Ястреб и курица», «Два козлика» и др.)

8. Развитие мелкой моторики

         

Сухой бассейн; емкости для криотерапии, контрастотерапии, наборы прищепок, наборы для работы с тестом, набор наждачной бумаги, массажные валики, мячики,  массажеры для рук «Каштаны» ,тра­фареты; пуговицы, бусы, шнурки, наборы шнуровок, мозаика, паззлы, картины-трансформеры, счетные палочки, спички, конструкторы, пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв), наборы для детского рукоделия, различные семена, крупы, орехи, макаронные изделия, крышки от пластиковых бутылок, пирамидки

 

Игры на штриховку; «Рисуем по клеточ­кам»; мозаики; игры-шнуровки, альбомы для шнуровки и штриховки, раскрашивания и обведения по контуру

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.01.2024

Дата обновления: 24.03.2024

Дата публикации: 20.11.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».