12.12.2023
Если в речи дошкольника
имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит,
структура слова воспроизводится неверно. Мы нередко слышим от малышей 1,5-2
лет, например, такие слова: "мацицикл" (мотоцикл),
"мицанель (милиционер), "малялеть" (самолет),
"касанавт" (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их
речи. Потому что до трех лет это физиологически обусловлено, нормально. Но уже
в 3 года в норме дети обнаруживают способность воспроизводить структуру слова
по законам благозвучия, а языковая "чувствительность" к благозвучным
канонам заложена в ребенке изначально, с рождения.
Поэтому в более старшем возрасте, когда
дошкольник 4-5 лет произносит: "касавока" (сковорода),
"писось" (пылесос), "анга" (нога), "липека"
(таблетка) и т.п., то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры
слова, и в таком случае ребенку требуется помощь учителя-логопеда.
Этот дефект
характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова
могут быть деформированы за счет:
Ø Нарушения
количества слогов (элизия - пропуск (сокращение) слогов: моток - молоток;
итерации - увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в
том месте, где имеется стечение согласных: тарава - трава);
Ø Нарушение
последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-
дерево, перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот);
Ø Искажение
структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных: капута-капуста;
вставка согласных в слог: лимонт - лимон);
Ø Антипации (уподобление
одного слога другому: пипитан-капитан);
Ø Персеверации (инертное
застревание на одном слоге в слове: пананама-панама);
Ø Кантаминации (соединение
частей двух слов: холодильница - холодильник и хлебница).
Помните, что самостоятельно такие
нарушения не проходят!
Нарушение слоговой
структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении
многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой
структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова
мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий)
и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и
синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление
так называемых вторичных психических наслоений. Ведь невнятная речь ребенка
затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его
характер.
К 6-7 годам, а иногда и
раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи,
болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми
раздражительными. В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у
ребенка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует
усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к
дальнейшему развитию речи.
Помочь
ребенку в преодолении данных трудностей могут следующие игры
Для развития слуховой памяти: "Где
позвонил колокольчик?" (для совсем маленьких можно прятать звучащую
музыкальную игрушку), "Узнай музыкальный инструмент", и слухового
внимания: "Сколько раз ударили в барабан?", "Кто
позвал".
Работа над темпом и ритмом (сначала
над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы
воспроизведения ритма: хлопки в ладоши, отстукивание мячом об пол,
использование музыкальных инструментов - барабана, бубна, металлофона.
" Веселые инструменты" - ритмический рисунок задается любым
музыкальным инструментом, а ребенок воспроизводит хлопками или ударами ланью по
столу. "Передай привет" - хлопками по плечу передается заданное
количество ударов в определенном темпе.
Упражнения на развитие координации
рук: пальчиковые гимнастики, "Делай как я"
(воспроизведение серий движений руками и ногами), "Ребята-Зверята"
(Воспроизведение движений животных в заданном темпе в зависимости от его
характера: мишка-вперевалку, медленно; зайчик - быстро с подскоками и т.д.).
Графические упражнения: "Продолжи
строчку", "Выложи орнамент", "Укрась тарелочку",
"Что следующее", "Собери бусы".
Артикуляционная гимнастика -
это упражнения для укрепления и тренировки органов артикуляции (губ, языка,
нижней челюсти, щек).
Игры и упражнения, направленные на
развитие пространственно- временных представлений: "Начало-Середина-Конец"
/ "Перед-За-После" / "Первый - Последний" (на примере
детских сказок "Репка", "Теремок" и т.п.)
Игры на развитие умения выделять звук
из слова: "Паровозик" (выделять
последний звук и подбирать на него следующее слово-вагончик), "Подбери
слово" (подбирать слова на заданный звук, слог).
Игры, направленные на формирование
чувства рифмы: "Доскажи словечко"
(отрывки из детских стихов", "Подбери рифму" (ложка- кошка,
танки-санки).
Игры для коррекции слоговой структуры
слова: "Прохлопай слова" (хлопок на каждый
слог, произнося слово по частям: ма-ли-на, па-па, кот, санки и т.д.,
"Прошагай словечко" (шаг на каждый слог), "Разложи игрушки"
(Разложить мелкие игрушки из киндер-сюрприза в коробочки по количеству слогов.
В первую ячейку те, в которых один слог, во вторую-два слога, в третью -
три).
В эти игры Вы можете
играть с ребенком не только дома, но и в гостях, по дороге в детский сад, в
транспорте.
Удачи Вам на трудном пути формирования
и развития речи вашего ребенка!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.01.2024
Дата обновления: 07.01.2024
Дата публикации: 12.12.2023