«Работа над правильным употреблением предлогов в речи у детей дошкольного возраста»

22.03.2023

Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов.

Предлог в грамматике – это служебное слово, выражающее отношения между словами словосочетаниями и формой слова). Однако у детей часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так, как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

 

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:

НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)

В – это означает внутри чего-то (в шкафу)

ПОД – внизу под чем-то (под стулом)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)

ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)

ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)

   

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия). После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в упражнениях. Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на них изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога.

Примеры «оречевления» картинок:

* Чайка летит над водой.

* Белка сидит в дупле.

* Птица сидит на ветке.

* Мяч лежит под деревом.

 

Постепенно в упражнения необходимо включать разные предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай. Помогут картинки,

которые «оречевляются» следующим образом:

* Чай можно пить с конфетами

* С сахаром * С лимоном * С вареньем

Значительную помощь при обучении детей грамотному использованию предлогов в устной, а в последующем и в письменной речи, Вам окажут игры:

 

Игра «Что мы делали, не скажем…»

Взрослый изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет

предложение по демонстрируемым действиям.

Например:

Мама вышла за дверь.

Папа положил газету на стол.Хочу такой сайт

Бабушка налила чай в чашку и т.д.

 

Игра «Сделай, не ошибись»

Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы.

Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже,

слева, справа, между, перед, сзади и др.)

- Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?

- Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?

- Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?

 

Игра «Скажи наоборот»

(закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В –

ИЗ, НА – С, К – ОТ).

Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.

Девочка налила воду в кувшин. - …

Мама положила яблоки на стол. - ...

Машина подъехала к магазину. - …

 

Игра «Исправь ошибки Незнайки»

(закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ).

Взрослый говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь.

Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:

Я перепрыгнул по лужу. - Я перепрыгнул через лужу.

Машина едет через дороге. - Машина едет по дороге.

Кот перепрыгнул по кресло. - Кот перепрыгнул через кресло.

  

     Желаю Вам успехов в обучении детей правильному

употреблению предлогов!

  

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.01.2024

Дата обновления: 07.01.2024

Дата публикации: 22.03.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».