22.03.2023
Важным показателем грамотной речи ребёнка
является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании
грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и
закреплению предлогов.
Предлог в грамматике – это служебное
слово, выражающее отношения между словами словосочетаниями и формой слова). Однако
у детей часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении
предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по
преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны
родителей.
Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить
смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так,
как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.
Надо постепенно объяснять ребёнку, что
обозначают предлоги:
НА
– это значит на поверхности чего-то (на столе)
В
– это означает внутри чего-то (в шкафу)
ПОД
– внизу под чем-то (под стулом)
НАД
– вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)
ОКОЛО
– рядом с чем-то (со столом)
ЗА
– как бы спрятано позади чего-то (позади стола)
ПЕРЕД
– впереди чего-то (впереди стола)
Значение каждого предлога объясняется
отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и
неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку
значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а
теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия). После объяснения
ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать в
упражнениях. Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на них
изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению
употреблённого взрослым предлога.
Примеры
«оречевления» картинок:
*
Чайка летит над водой.
*
Белка сидит в дупле.
*
Птица сидит на ветке.
*
Мяч лежит под деревом.
Постепенно в упражнения необходимо
включать разные предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о
том, с чем можно пить чай. Помогут картинки,
которые
«оречевляются» следующим образом:
*
Чай можно пить с конфетами
*
С сахаром * С лимоном * С вареньем
Значительную
помощь при обучении детей грамотному использованию предлогов в устной, а в
последующем и в письменной речи, Вам окажут игры:
Игра
«Что мы делали, не скажем…»
Взрослый
изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет
предложение
по демонстрируемым действиям.
Например:
Мама
вышла за дверь.
Бабушка
налила чай в чашку и т.д.
Игра
«Сделай, не ошибись»
Взрослый
предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы.
Используются
предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже,
слева,
справа, между, перед, сзади и др.)
-
Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?
-
Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?
-
Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?
Игра
«Скажи наоборот»
(закрепление
дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В –
ИЗ,
НА – С, К – ОТ).
Взрослый
называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.
Мальчик
положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.
Девочка
налила воду в кувшин. - …
Мама
положила яблоки на стол. - ...
Машина
подъехала к магазину. - …
Игра
«Исправь ошибки Незнайки»
(закрепление
употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ).
Взрослый
говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь.
Послушай
предложения Незнайки и исправь ошибки:
Я
перепрыгнул по лужу. - Я перепрыгнул через лужу.
Машина
едет через дороге. - Машина едет по дороге.
Кот
перепрыгнул по кресло. - Кот перепрыгнул через кресло.
употреблению
предлогов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.01.2024
Дата обновления: 07.01.2024
Дата публикации: 22.03.2023