12.09.2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Истоки творческих способностей и дарований детей
на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Цель программы – всестороннее
интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение
элементарными приемами техники оригами, как художественного способа
конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Ø
Знакомить детей с
основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Ø
Формировать умения следовать устным
инструкциям.
Ø
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Ø
Закреплять знания детей по основным
геометрическими понятиям: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и
т.д. - Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Ø
Развивать внимание,
память, логическое и пространственное воображения.
Ø
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Ø
Развивать художественный
вкус, творческие способности и фантазии детей. Воспитывать интерес к искусству
оригами.
Ø
Формировать культуру
труда и совершенствовать трудовые навыки.
Ø
Способствовать созданию
игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Ø
Совершенствовать трудовые
навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и
экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, используемые на занятиях
кружка: беседа, рассказ, сказка; рассматривание иллюстраций; показ образца
выполнения последовательности работы.
Методика работы с детьми строится на следующих принципах: отбор содержания доступного
детям 5-6 лет; постепенное усложнение программного содержания, методов и
приёмов руководства детской деятельностью, индивидуального подхода к детям.
Программа составлена на основе следующей методической литературы:
1. «Оригами
в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
2. «Оригами для малышей: 200 простейших моделей»
Черенкова Е.Ф.
3. «Волшебная бумага» Чернова Н.Н. 4. «Оригами для
дошкольников» Соколова С.В.
Режим работы: занятия проводятся два раза в неделю, с 01 октября по 31 мая, во второй половине дня. Длительность занятий 25 минут.
Формы реализации программы: реализация программы предполагает осуществление
специально организованных занятий, в
процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Общий план занятий: почти все занятия строятся по одному плану. На
каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о
предполагаемом предмете складывания.
1.
Подготовка
к занятию (установка на работу).
2.
Повторение
пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
ü
повторение
названия базовой формы;
ü
повторение
действий прошлого занятия;
ü
повторение
правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
ü
загадки,
стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия
(рассказы о жизни животных, птиц,
ü
насекомых;
интересные истории и т.п.);
ü
показ
образца; рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
повторение правил складывания.
4. Практическая часть:
ü показ воспитателем процесса изготовления поделки
(работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и
сформированности навыков);
ü вербализация учащимися некоторых этапов работы
(расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
ü текстовой план (если поделка состоит из нескольких
частей);
ü самостоятельное изготовление детьми изделия по
текстовому плану, технологической карте;
ü оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон
или в композицию;
ü анализ работы учащегося (аккуратность, правильность
и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени,
соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Формы подведения итогов
реализации дополнительной образовательной программы – составление альбома лучших работ, проведение выставок детских работ.
Оценка результативности: в
качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития
детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной
работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Задачи I года работы кружка (старшая группа)
1.
Учить
детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя
и координируя движения пальцев и кистей рук.
2.
Научить
складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно
разглаживать место сгиба.
3.
Научить
детей складывать базовые формы «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный
змей», «блинчик», «конфета»
4.
Закреплять
умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата;
украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.
5.
Воспитывать
усидчивость, четкость выполнения инструкции.
6.
Приучать
к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.
7.
Формирование
самостоятельности, уверенности в себе, правильной самооценки.
8.
Помочь
детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные,
оформительские способности.
Ожидаемые
результаты к концу I года обучения.
Дети могут:
Ø самостоятельно изготовить и знать основные базовые
формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей»,
«блинчик», «конфета»;
Ø по образцу изготавливать несложные поделки.
Ø знать и называть
геометрические фигуры;
Ø ориентироваться на листе бумаги;
Ø уметь
намечать линии;
Ø тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
Ø уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие
детали (глаза, усы, и т.п.);
Ø добиваться конечного результата;
Ø самостоятельно и справедливо оценивать конечный
результат своей работы и работы сверстников.
План занятий
Сентябрь
Тема |
Задачи |
Материал |
Знакомство с искусством оригами |
Познакомить детей с искусством оригами. Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств
(разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется) Закрепить основные геометрические понятия,
свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. |
1.Иллюстрации с изображением различных фигурок,
выполненных в технике оригами. 2.Цветная бумага различных цветов. |
Превращения квадратика |
Знакомство с основными элементами складывания в
технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата,
складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине,
определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы
квадрата к центру. Развивать творческое воображение и фантазию. |
1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов
складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) |
«Дом» |
Знакомство с основной базовой формой «книжка». Повторить основные элементы складывания. Учить точному совмещению углов и сторон в
процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. Превращение квадратика в дом. |
1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов
складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 3.Готовый образец. |
«Для чего нужна дверь?» |
Познакомить с базовой формой «дверь». Отработка основного элемента складывания –
загнуть край листа к середине,
определив ее путем сгибания квадрата пополам, Складывания домика (занятие № 3), складывание
двери, приклеивание двери на домик. |
1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов
складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 3.Клей, кисти, клеёнка, тряпочки. 4.Готовый образец. |
Октябрь
Тема |
Задачи |
Материал |
«Гриб» |
Закрепление базовой формы «дверь», основных
элементов складывания. Складывание поделки «Гриб» на основе базовой формы
«дверь». |
1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 2.Готовый образец. |
«В осеннем лесу» (коллективное панно) |
Показать, как
можно изготовить деревья с
кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть
край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали,
загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол). Изготовление коллективного панно. Учить размещать
свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. |
1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов
складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 3.Готовый образец. 4.Картон синего цвета 5.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
«Кот» |
Познакомить с базовой формой «треугольник».
Рассказать о другом названии – «косынка». Складывание мордочки кота на основе базовой формы
«треугольник». Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам,
опускать острые углы вниз. «Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа,
рта. |
1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 2.Готовый образец. 3.Карандаши, фломастеры. |
«Стакан» |
Отработка
складывания базовой формы «треугольник». Беседа о посуде и ее назначении. Складывание поделки «Стакан» на основе базовой
формы «треугольник». |
1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов
складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 3.Готовый образец. |
Ноябрь
Тема |
Задачи |
Материал |
«Собачки» |
Самостоятельное изготовление базовой формы
«треугольник». Складывание мамы-собаки по показу воспитателя. Самостоятельное изготовление щенка из квадрата
меньшего размера. Дорисовывание мордочек собаки и щенка
фломастерами (глаза, нос и т.д.) |
1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15 и
10х10) 2.Готовый образец. 3.Карандаши, фломастеры. |
«Муха» |
Базовая форма «треугольник». Складывание поделки «Муха». |
1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов
складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 3.Готовый образец. |
«Старое дерево» |
Познакомить с базовой формой «воздушный змей»
(другое название «мороженое»). Используя новую базовую форму, учить
изготавливать детали дерева, соединять их в определенной последовательности,
используя аппликацию. |
1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 2.Готовый образец. 3.Картон синего цвета 4.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
«Ветка рябины» |
Отработка складывания базовой формы «воздушный
змей». Учить составлять композицию из сложенных деталей,
соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию. |
1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов
складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 3.Готовый образец. 4.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
Декабрь
Тема |
Задачи |
Материал |
«Лисичка-сестричка» |
Самостоятельное изготовление базовой формы
«воздушны змей» Изготовление фигурки лисы, используя базовую
форму «воздушный змей». Дорисовать мордочку: глаза, нос. |
1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 2.Готовый образец. 3.Карандаши, фломастеры. |
«Домики для лисы и зайца» |
Учить определять точку пересечения линий. Изготовление домиков различного размера,
используя основные элементы складывания:
складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его
по диагонали, загнуть угол квадрата к центру. Дополнение деталями (окна, двери), используя
аппликацию. |
1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов
складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15 и
10х10) 3.Готовый образец. 4.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
Закреплять умение самостоятельно складывать
базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов
разного размера, соединять детали в единое целое в определенной
последовательности. Украшение ёлочки. |
1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15,
10х10 и 8х8) 2.Готовый образец. 3.Клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. 4. Готовые элементы для украшения (кружочки,
звездочки) |
|
«Дед Мороз» |
Учить складывать квадратный лист бумаги новым
способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое
целое. Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая
выразительность. |
1.Схемы с изображением условных знаков и приёмов
складывания. 2.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15) 3.Готовый образец. 4. Карандаши, фломастеры. |
Январь
Тема |
Задачи |
Материал |
«Зайка беленький» |
1. Развивать моторику рук. 2.Воспитывать аккуратность и внимание. 3.Закрепить базовую форму воздушный змей. 4.Закрепить практическими действиями знание
графических символов. |
1.Цветной картон. 2.Белая бумага. 3.Клей, кисти, клеёнки, тряпочки. 4.Карандаши, фломастеры. 5.Готовый образец. |
«Снегирь» |
Учить складывать из квадратного листа фигуру
снегиря. Закреплять навыки складывания бумажного квадрата
в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы. |
1.Цветная бумага двух цветов (чёрный, красный). 2.Цветной картон. 3.Клей, кисти, клеёнка, тряпочки. 4.Готовый образец. |
«Гномик» |
Учить детей изготавливать фигуру гномика,
состоящую из 2 заготовок (голова, туловище). Закреплять знание базовой формы «воздушный змей»
и умение изготовить ее самостоятельно. Закреплять навыки складывания квадратного листа в
разном направлении, проглаживая сгибы. |
1.Цветная двусторонняя бумага. (квадраты 10х10 и
8х8) 2.Готовый образец. 3.Карандаши, фломастеры. |
Февраль
Тема |
Задачи |
Материал |
«Корона» |
Познакомить
с базовой формой «блин». Используя
новую базовую форму, учить изготавливать корону. |
1.Схемы
с изображением условных знаков и приёмов складывания. 2.Цветная
двусторонняя бумага (квадраты 15х15) 3.Готовый
образец. |
«Стул» |
Отработка
складывания базовой формы «блин». Учить
складывать стул из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин». |
1.Цветная
двусторонняя бумага (квадраты 15х15) 2.Готовый
образец. |
«Поздравительная открытка к
23 февраля «ЛОДОЧКА» |
Познакомить
детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа
бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук,
использование готовых поделок в играх. |
1.Цветная
двусторонняя бумага. (Прямоугольные листы 20х15) 2.Цветной
картон формата А4. 3.Готовый
образец. 4.Клей
ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
«Кораблики в море» (коллективная композиция) |
Закрепление
знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно. Используя
знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик. Изготовление
коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем
полотне. |
1.Цветная
двусторонняя бумага. (Прямоугольные листы 20х15) 2.Цветной
картон формата А4. 3.Готовый
образец. 4.Клей
ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
Март
Тема |
Задачи |
Материал |
«Мамин праздник» (поздравительная открытка к
8 Марта) |
Учить
складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный
змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на
другую, совмещая вершины углов и стороны деталей. Оформить
праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок. |
1.Схемы
с изображением условных знаков и приёмов складывания. 2.Цветная
двусторонняя бумага (квадраты 10х10) 3.Цветной
картон формата А4. 4.Готовый
образец. 5.Клей
ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
«Весна красна» |
Учить
составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы
«воздушный змей». Продолжать
учить совмещать вершины углов и стороны деталей. Придать
выразительность, используя аппликацию. |
1.Цветная
двусторонняя бумага (квадраты 10х10) 2.Готовый
образец. 3.Цветной
картон формата А4. 4.Готовый
образец. 5.Клей
ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
«Серая шейка» |
Учить
складывать утку, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать
глаза и клюв. |
1.Схемы
с изображением условных знаков и приёмов складывания. 2.Цветная
двусторонняя бумага (квадраты 15х15) 3.Готовый
образец. 4.Карандаши,
фломастеры. |
«Жар птица» |
Складывание
утки с небольшими изменениями. Превращение
утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных
квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму. |
1.Цветная
двусторонняя бумага (квадраты15х15) 2.Готовый
образец. 3.Клей
ПВА, кисти, ножницы, клеёнки, цветная бумага для аппликативного украшения. |
Апрель
Тема |
Задачи |
Материал |
«Ракета» |
Учить
складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы. Продолжать
учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны. |
1.Схемы
с изображением условных знаков и приёмов складывания. 2.Цветная
двусторонняя бумага (квадраты 15х15) 3.Готовый
образец. |
«Космос» |
Совершенствовать
умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник». Вызвать
у детей желание передать красоту космического пространства. Упражнять
детей в составлении изображения. Развивать конструктивные способности. |
1.Картон
синего цвета 2.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10) 3.Готовый
образец. 4.Клей
ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. 5.Набор
готовых звёздочек. |
«Сова»
|
Напомнить,
как складывается базовая форма «воздушный змей». Продолжать учить совмещать
вершины углов и стороны деталей. Придать
выразительность, используя аппликацию. |
1.
Цветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10) 3.Готовый
образец. 4.Заготовки
для глаз, клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
«Подснежни ки» |
Закрепить умение аккуратно
пользоваться кисточкой и клеем. Закрепить умение выполнять
складку «молния». Продолжить учить детей
сгибать лист квадратной формы по диагонали, сгибать углы треугольника
наискосок. |
1.Картон серого цвета
формата А4. 2.Цветная двусторонняя
бумага. 3.Клей, кисти, тряпочки,
клеёнки. 4.Готовый образец. |
Май
Тема |
Задачи |
Материал |
«Рыбка» |
Используя
знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую
– самостоятельно. Дополнить
рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз. |
1.Цветная
двусторонняя бумага (квадраты 15х15) 2.Готовый
образец. 4.Заготовки
глаз, клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
«Рыбки в море» Коллективная
работа |
Продолжить
формировать умение складывать фигуры из бумаги по образцу. Воспитывать
внимание. Закрепить
аккуратное обращение с ножницами. Развивать
коммуникативные навыки. Воспитывать
художественный вкус, вызывать интерес к созданию композиции. |
1.Картон
синего цвета. 2.Цветной
гофрированный картон. 3.Цветная
бумага. 4.Ножницы
с волнообразными краями. 5.Объёмные
глаза. 6.Клей,
кисти, тряпочки, клеёнки. 7.Готовый
образец. |
Грачи
прилетели |
Продолжать
учить детей мастерить подели из базовой формы «воздушный змей»,
совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. |
1.Цветная
двусторонняя бумага (квадраты 15х15) 2.Готовый
образец. 4.Заготовки
глаз, клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки. |
Итоговое занятие |
Оформление
альбома лучших работ за период обучения. Развитие
навыков общения и умения согласовывать свои
интересы с интересами других детей.
Справедливая оценка результатов
своей работы и работы сверстников. |
Альбом, поделки в технике
оригами, клей. |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.01.2024
Дата обновления: 07.01.2024
Дата публикации: 12.09.2022