24.02.2023
Речь человека – сложный
процесс высшей нервной деятельности. Нормальный ритм является следствием
правильного соотношения основных процессов в коре мозга – возбуждения и
торможения. В речи он выражается в относительном сохранении единства и
соблюдении правильного словесного ударения, которое, в основном, организует
ритмическую структуру речи. Ритм речи чрезвычайно сложен. Нарушение
его затрудняет, искажает речь. Имеющий отклонение в темпо –
ритмической организации речи ребенок, может ускорить или замедлить темп речи в
пределах одной фразы или слова, пропустить слоги в слове, слова в фразе,
заменить ударения.
Подчеркивая
важность слов, мы произносим их медленно, а что-то второстепенное и
малозначительное — как бы «скороговоркой». Однако встречаются патологии речи,
при которых произношение слов настолько ускорено или замедленно, что теряется
понимание речи — настолько она неразборчива. Это признаки речевой патологии —
нарушения темпа и ритма речи. Взрослый и ребенок с такой патологией, видя, как
окружающие реагируют на его речь, старается поменьше высказываться, чтобы не
попасть в неловкое положение.
Нарушение темпо-ритмической организации
речи – это сложное психофизиологическое расстройство, связанное с искажением
речевой плавности. Сочетание и чередование ударных и безударных слогов, а также
их соотношение называется ритмом речи. Темп же –
это степень быстроты сменяющихся в потоке речи звучащих элементов.
Правильное
восприятие темпо - ритмической структуры звуковой среды
способствует полноценному формированию речи в раннем возрасте: правильному
воспроизведению темпо - ритмического рисунка слов, их слоговой
структуры, ускоряет развитие лингвистических способностей, позволяя научиться
правильно расставлять ударения и переносы. При несовершенстве развития
темпо - ритмической организации речевой деятельности
затормаживается развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной
деятельности, но и общение со сверстниками.
Упражнения на развитие темпо – ритмической
стороны речи рекомендованы на занятиях, музыкальных занятиях, а также в
динамических паузах.
Основой для развития мелкой моторики и
координации движений рук и пальцев с речью является пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют
развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию и превращают
учебный процесс в увлекательную игру.
Для развития просодических компонентов
речи огромное значение имеют речевые
игры и ролевые стихи: они вырабатывают ритмичность, мелодику, интонационную
выразительность, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на
состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной,
выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов,
формированию связной речи.
Огромное значение придается театрализованным играм, в которых дети
выступают от имени героев сказок и песен.
Танцевально
– ритмические упражнения позволяют свободно и красиво выполнять согласованные с
музыкой движения, задания и игры (в том числе и подвижные).
Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы
мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для
развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы
собственного тела.
Игроритмика - это
двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную
музыку. Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность,
сюжетный характер и завершенность. В танцевальных композициях передается
характеристика музыкального произведения при помощи движений рук, пластических
жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются
жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками, щелчками
пальцев, притопываниями).
Логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:
• развитие слухового и
зрительного внимания;
• развитие фонематического
слуха;
• развитие пространственной
организации движений;
• развитие общей и тонкой
моторики, мимики;
• развитие физиологического
и фонационного дыхания;
• формирование
артикуляционной базы звуков;
• развитие чувства ритма;
• развитие переключаемости с
одного поля деятельности на другое;
• развитие коммуникативных
качеств.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании
с ритмической основой: - под музыку, - под счет, - словесное и стихотворное
сопровождение.
При проведении
логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности:
- пальчиковые игры или
массаж пальцев;
- упражнения на развитие дыхания,
голоса и артикуляции;
- стихотворения,
сопровождаемые движениями;
- упражнения, регулирующие
мышечный тонус;
- речевые упражнения без
музыкального сопровождения;
- чистоговорки;
- речевые и музыкальные
игры;
- различные виды ходьбы и
бега под музыку;
- ритмические упражнения,
пение;
- подвижные игры,
драматизации;
- мимические упражнения;
- упражнения на релаксацию
под музыку.
Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах:
1. Утренняя гимнастика с
речевыми звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек,
приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на
прогулку, подготовки к НОД.
3. Динамические паузы между
НОД.
4. Физкультурные сюжетные
формы НОД с использованием речевого материала.
5. Логоритмические
физкультминутки во время образовательного процесса.
6. Бодрящая гимнастика со
звукоподражанием.
7. Подвижные игры с
речетативом и движениями.
8. Логоритмические досуги.
Одно из необходимых условий
для получения хороших результатов - взаимодействие педагогов и родителей.
Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно предложить родителям в
качестве рекомендаций для закрепления дома. Важно правильно организовать
общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку –
это залог успешной работы.
Под влиянием регулярного
включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная
перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной,
сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств
личности. У детей значительно улучшается произношение звуков, речь становится
более четкой и выразительной. Дети начинают проявлять стойкий интерес и
потребность к музыкально-двигательным занятиям, осваивают и необходимый объем
движений танцев; у них формируются основы культуры движения, правильная осанка;
они начинают понимать ориентировку на себе (правая -левая рука, нога) и от себя
(направо, налево, вперед, назад); появляются такие личностные качества, как
уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения.
Изменяется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность,
устойчивость внимания, улучшение запоминания и проявление творческого
воображения.
Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления. А использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.01.2024
Дата обновления: 07.01.2024
Дата публикации: 24.02.2023