19.03.2024
Элементарное
музицирование, как современная творческая педагогика.
Введение.
Как
привлечь ребёнка к музыке, как не потерять его интерес и укрепить мотивацию?
Как воспитать поющего, танцующего, любящего музыку ребёнка? Как вместе
сочинять, играть и радоваться
проведённому вместе времени? Ответ прост
– играть, играть и ещё раз играть с детьми! К сожалению, часть занятий приходиться превращать в репетиции к
праздникам. Но я испытываю огромную радость, когда праздники
позади и можно просто играть с детьми.
В течении
нескольких лет я веду в детском саду
кружок по элементарному музицированию «
Волшебный мир музыки». Побывав на курсах
Т.Э. Тютюнниковой, я просто влюбилась в
элементарное музицирование, и решила применять его в своей работе. Но сразу же столкнулась с определенными
трудностями. Иногда на занятии создаётся
впечатления «хаоса», что «всё неправильно». Особая сложность в том, что у нас,
у взрослых сложились стереотипы и почти полностью отсутствует доступ к
воспоминаниям собственного детства.
И чем мы становимся старше, тем больше
мы забываем, какими мы были детьми. Вот почему мы часто действуем, исходя из своих
взрослых представлений о том, как
«правильно».
Мир
ребёнка – мир особого восприятия – здесь всё интуитивно, мгновенно, музыкально
и необычно. Может это звучит
пафосно, но девиз в элементарном
музицировании - «исходя из ребёнка!» Это
значит, что любое действие педагога должно быть обусловлено исключительно возрастными особенностями, потребностями и интересами детей.
И здесь на помощь
приходит элементарное музицирование. Основателем в современном мире музицирования
стал Карл Орф , выпустив 5 томов «Шульверка», где он описывал свой опыт по
данной теме и очень успешно занимался на практике. Он был убежден, что для
детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на
первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и
соответствовать психике ребенка. Это даже не чистая музыка, а музыка неразрывно
связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать
дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также
естественно, как просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира.
Зачем
ребенку музыка?
·
Человек воспринимает мир не только
интеллектуально, но и эмоционально, а музыка
дает человеку возможность узнавать мир и
общаться на языке эмоций.
·
Дети, ежедневно играющие «гаджетами»,
нуждаются в собственных творческих
проявлениях.
·
Среди потребностей человека
важнейшее место занимает стремление к эмоционально - двигательному
самовыражению. Эта потребность проявляется и утром и вечером, и в горе и в
радости. А музыка, на мой взгляд, самое лучшее средство выражения данной
потребности, чтобы избежать «внутреннего взрыва».
·
Важную роль в нашей жизни играет
общество, общение с окружающими. Музыка
дает человеку возможность общения на
художественно – эстетическом уровне, дарит чувство поддержки и единения с
окружающими.
·
Познание
своего внутреннего мира , самого себя признается психологами важнейшей
задачей, ведущей нас к самореализации.
Музыка развивает эмоциональный интеллект и даёт человеку возможность
общаться с самим собой, понимать себя.
·
Музыкальные занятия нужны ребёнку, чтобы
вырос он хорошим, умным и творческим человеком, чтобы он жил в ладу с самим
собой и окружающим миром. Современное образование давно определило одной из
целей развитие в ребёнке творческого начала и творческого мышления. Что прослеживается в ФОП ДОУ.
Цель «Элементарного музицирования с дошкольниками»
·
создание благоприятных условий для
развития творческих способностей детей в наиболее сенситивный период их
развития;
·
развитие целостной музыкальности через
объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных
в процессе музицирования.
Задачи
Обучающие:
·
расширение кругозора детей через
знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;
·
знакомство с приёмами игры на детских
музыкальных инструментах;
·
обучение воспроизведению равномерной
ритмической пульсации и простейших ритмических рисунков с помощью хлопков,
притопов и других движений;
·
закрепление навыков совместной игры,
развитие чувства ансамбля;
·
поощрение стремления детей
импровизировать на музыкальных инструментах;
·
поддержка желания играть на инструментах
в группе и в повседневной жизни.
Воспитательные:
·
активизация внимания ребенка, работа его
мысли, эмоциональная и эстетическая отзывчивость;
·
воспитание веры в свои силы, творческих
способностей;
·
воспитание сознательных отношений между
детьми.
·
Развивающие:
·
развитие памяти, умения сконцентрировать
внимание, мышления, аналитических способностей;
·
развитие мускулатуры и мелкой моторики
пальцев рук;
·
развитие координации музыкального
мышления и двигательных функций организма;
·
развитие фантазии, творческих
способностей, музыкального вкуса, умения понимать и любить музыку.
Коррекционные:
·
развитие эмоционально-волевой сферы
личности ребенка;
·
развитие психических процессов:
восприятия, внимания, памяти, мышления, регуляции процессов возбуждения и
торможения;
·
развитие общей и мелкой моторики,
улучшение ориентировки в пространстве, координации движений.
Все эти задачи реализуются на
специально организованных занятиях, в
индивидуальной работе с детьми , во время свободной деятельности детей и также
кружковой работе с детьми и в совместной деятельности с родителями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.03.2024
Дата обновления: 25.03.2024
Дата публикации: 19.03.2024