Доклад к городскому семинару для музыкальных руководителей

19.03.2024

Элементарное музицирование, как современная творческая педагогика.

Введение.

         Как привлечь ребёнка к музыке, как не потерять его интерес и укрепить мотивацию? Как воспитать поющего, танцующего, любящего музыку ребёнка? Как вместе сочинять,  играть и радоваться проведённому вместе времени?  Ответ прост – играть, играть и ещё раз играть с детьми!  К сожалению, часть занятий  приходиться превращать в репетиции к праздникам.  Но я  испытываю огромную радость, когда праздники позади и можно просто играть с детьми.

 В течении нескольких  лет я веду в детском саду кружок  по элементарному музицированию « Волшебный мир музыки».  Побывав на курсах Т.Э. Тютюнниковой,  я просто влюбилась в элементарное музицирование, и решила применять его в своей работе.  Но сразу же столкнулась с определенными трудностями.  Иногда на занятии создаётся впечатления «хаоса», что «всё неправильно». Особая сложность в том, что у нас, у взрослых сложились стереотипы и почти полностью отсутствует  доступ  к  воспоминаниям собственного  детства.  И чем мы становимся старше, тем больше мы забываем, какими мы были детьми. Вот почему мы часто действуем, исходя из своих  взрослых представлений о том, как «правильно».

    Мир ребёнка – мир особого восприятия – здесь всё интуитивно, мгновенно, музыкально и необычно.  Может это звучит пафосно,  но девиз в элементарном музицировании  - «исходя из ребёнка!» Это значит, что любое действие педагога должно быть обусловлено исключительно  возрастными особенностями, потребностями  и интересами детей.

                       И здесь на помощь приходит элементарное музицирование. Основателем в современном мире музицирования стал Карл Орф , выпустив 5 томов «Шульверка», где он описывал свой опыт по данной теме и очень успешно занимался на практике. Он был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это даже не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира.

 

Зачем ребенку музыка?

·        Человек воспринимает мир не только интеллектуально, но и  эмоционально, а музыка дает человеку возможность  узнавать мир и общаться на языке эмоций.

·        Дети, ежедневно играющие «гаджетами», нуждаются в  собственных творческих проявлениях.

·        Среди потребностей  человека  важнейшее место занимает стремление к эмоционально - двигательному самовыражению. Эта потребность проявляется и утром и вечером, и в горе и в радости. А музыка, на мой взгляд, самое лучшее средство выражения данной потребности, чтобы избежать «внутреннего взрыва».

·        Важную роль в нашей жизни играет общество, общение с окружающими.  Музыка дает человеку возможность общения  на художественно – эстетическом уровне, дарит чувство поддержки и единения с окружающими.

·        Познание  своего внутреннего мира , самого себя признается психологами важнейшей задачей, ведущей нас к самореализации.  Музыка развивает эмоциональный интеллект и даёт человеку возможность общаться с самим собой, понимать себя.

·        Музыкальные занятия нужны ребёнку, чтобы вырос он хорошим, умным и творческим человеком, чтобы он жил в ладу с самим собой и окружающим миром. Современное образование давно определило одной из целей развитие в ребёнке творческого начала и творческого мышления. Что  прослеживается в ФОП ДОУ.

 

Цель  «Элементарного музицирования с дошкольниками»

·         создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей в наиболее сенситивный период их развития;

·         развитие целостной музыкальности через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных в процессе музицирования.

 

Задачи

Обучающие:

·         расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;

·         знакомство с приёмами игры на детских музыкальных инструментах;

·         обучение воспроизведению равномерной ритмической пульсации и простейших ритмических рисунков с помощью хлопков, притопов и других движений;Хочу такой сайт

·         закрепление навыков совместной игры, развитие чувства ансамбля;

·         поощрение стремления детей импровизировать на музыкальных инструментах;

·         поддержка желания играть на инструментах в группе и в повседневной жизни.

Воспитательные:

·         активизация внимания ребенка, работа его мысли, эмоциональная и эстетическая отзывчивость;

·         воспитание веры в свои силы, творческих способностей;

·         воспитание сознательных отношений между детьми.

·         Развивающие:

·         развитие памяти, умения сконцентрировать внимание, мышления, аналитических способностей;

·         развитие мускулатуры и мелкой моторики пальцев рук;

·         развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма;

·         развитие фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса, умения понимать и любить музыку.

Коррекционные:

·         развитие эмоционально-волевой сферы личности ребенка;

·         развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения;

·         развитие общей и мелкой моторики, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений.

     Все эти задачи  реализуются на специально организованных  занятиях, в индивидуальной работе с детьми , во время свободной деятельности детей и также кружковой работе с детьми и в совместной деятельности с родителями.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.03.2024

Дата обновления: 25.03.2024

Дата публикации: 19.03.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».