25.10.2024
Говорящая среда как средство развития речевой активности в
самостоятельной деятельности дошкольников
Одной
из проблем современной дошкольной педагогики является низкая речевая активность
детей. При быстром изменении общественных
отношений, связанного со стремительным развитием технологий – необходимо
модернизировать методы и средства обучения, и воспитания дошкольников. Мы живём в мире, где
речь отходит на второй план, дети, как и взрослые много взаимодействуют с
гаджетами и девайсами, но мы с вами знаем, что хорошо развитая речь это основа
коммуникации, без правильно развитой речи, не будет грамотного письма, да и
человек, который не может грамотно и чётко выражать свои мысли навряд ли сможет
добиться высот в современном обществе. В связи с происходящими переменами также
возникает потребность в поиске новых способов решения воспитательных и образовательных задач.Правильно организованная
предметно-пространственная среда группы стимулирует развитие творческих
способностей ребёнка, мотивирует ребёнка к познанию мира и себя в нём, помогает
ребёнку реализовать свои задумки и воплотить их в жизнь, а это в свою очередь
создаёт возможность для успешного преодоления речевых дефектов и благотворно
влияет на развитие речи в целом.Поиск решения привел к идее использования
в организации предметно - пространственной среды группы нескольких современных
технологий: технологии говорящая среда с включением современных
информационно-коммуникационных технологий, а точнее – элементов технологии
дополненной реальности (в том числе – мобильных устройств) как средства
активизации речевой активности и когнитивной сферы воспитанников. Один из
инновационных подходов технологии говорящая среда- это вовлечение ребёнка в
создание среды группы, где ребёнок является непосредственным участником
процесса создания своего пространства, где он проводит больше времени, чем в
семье.Говорящая предметная среда,
созданная педагогами для детей и с детьми вместе, позволяет им решать
конкретные образовательные задачи, развивает их любознательность, познавательный
интерес, креативность, коммуникативные способности и навыки, а так же создаёт
атмосферу эмоционального комфорта. Влияние предметно-развивающей среды на
развитие и воспитание дошкольников в детском саду многогранно. При выборе
наполнения "говорящей" предметной среды, мы не должны забывать о
детской субкультуре и современных веяниях цифровизации: речь идёт не о том,
чтобы запретить использование современных устройств, а о том, чтобы сделать их
инструментом для всестороннего развития ребёнка.Прежде, чем начать
"оречевлять" предметно-пространственная среду группы необходимо подготовить базу,
которая будет направлена на формирование познавательного интереса, мотивации
ребёнка к познанию, а так же удовлетворять игровую деятельность детей. Прежде
всего,необходимо обратить внимание на зонирование пространства и организацию
центров развития. Обязательно
включать детей в изготовление атрибутов предметно-пространственной среды, педагог
даёт направление и поддерживает активность и инициативу детей.Наполнение
центров тесно связано с темой недели и
действует в краткосрочной перспективе. В центрах присутствуют карты - схемы,
которые могут быть помощником для организации исследовательской деятельности
детей или помогать в составлении описательного рассказа по картинному
материалу, картами – последовательностями, мнемотаблицами, карточками –
подсказками для организации индивидуальной творческой деятельности,
дидактическими играми, карточками-напоминаниями для проверки знаний, созданными
руками,как взрослого, таки детей.В "говорящую"среду вносятся
результаты самостоятельной продуктивной творческой деятельности детей, которая
очень важна для детей. Дети охотно рассказывают педагогам, сверстникам о своём
рисунке, поделке, аппликации. Любой продуктсозданный ребёнком можно модернизировать.
Предложить ребёнку рассказать о поделке или рисунке, если самостоятельно
рассказать затрудняется, то можно использовать мнемотехнику или наводящие
вопросы педагога. Педагог может записать
рассказ ребёнка закодировать его в QR -код. Каждый ребенок, отсканировав QR
-код может послушать интересный рассказ товарища или свой собственный. Такой
вид работы очень нравится детям, первые рассказы детей значительно отличаются
от последующих, у детей есть возможность послушать себя со стороны, послушать
других воспитанников. Аналогично можно создавать и коллективную работу, где
важен вклад каждого участника команды. Элементы дополненной реальности, которые
вносятся в среду, могутбыть разными: это фрагменты аудио, видео, стихи, песни, физ.минутки, пальчиковые
гимнастики, фрагменты познавательных фильмов. В работе с детьми технологию
дополненной реальности необходимо использовать фрагментарно и на
одной неделе мы можем включить в среду только несколько элементов, чтобы не
утратить интерес детей к данной технологии.
Важным
компонентом говорящей среды является продукт совместной деятельности воспитанника и его родителей.Продукт собственной
деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик,
желание высказаться, обсудить, поделиться впечатлениями, побуждает детей к
оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в
результате чего активизируется, развивается речь.
Как
видно из вышеизложенного, возможности говорящей среды многогранны, каждая
тематическая неделя наполняется продуктами деятельности детей, оречевляется ими
же.В группе так же присутствуют элементы "говорящей среды"
длительного назначения, которые превращают образовательное пространство группы
в инструмент воспитания и обучения. К ним можно отнести правила поведения, как
в группе, так и на прогулке, карты схемы последовательности, картинки
напоминалки по формированию культурно-гигиенических навыков, экран настроения, карточки
- подсказки, алгоритмы, трафареты, контуры. Элементы среды длительного
наполнения могут тоже содержать фрагментарно элементы дополненной реальности.
Например: Это набор карточек, на
которых изображены различные предметы и
животные и Qr- код с этапами выполнения рисования (лепки, оригами, аппликации).
Ребёнок выбирает карточку, сканирует Qr код, открывает изображение с этапами
выполнения работы или фрагмент познавательного фильма о выбранном предмете.
Педагоги, используя говорящую среду,
создают такие условия для развития и деятельности ребёнка, что он лучше
понимает окружающий мир и своё место в нём. Целенаправленная система обучения
детей с нарушениями речи повышает качество их речевого, психического и
интеллектуального развития.
В нашей подготовительной группе создана «Говорящая
среда». В группе задействовано все пространство, стены, пол, потолок. Созданы
разные элементы: Я пришел, Моя читающая семья, адвент календарь, логопедический
уголок, занимательная математика и т.д
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.11.2024
Дата обновления: 18.11.2024
Дата публикации: 25.10.2024