Содержание 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 4. Пояснительная записка Условия реализации программы Структура и содержание программы Первое направление «Краеведение» Второе направление «Бытовая культура народов Бурятии» Третье направление «Традиции и обычаи коренных народов Бурятии» Четвертое направление «Искусство народов Бурятии» Перспективное планирование по возрастам 5. Список использованной литературы 1. Пояснительная записка Проблемы поликультурного образования, при котором происходит ознакомление детей с региональными особенностями культуры, являются важными в полиэтническом обществе. В настоящее время перед образованием возникает проблема, как сохранить и передать самобытность культуры подрастающему поколению. Значимым является высказывание Т.Б. Алексеевой о том, что «сам собой процесс вхождения ребенка в культуру произойти не может», на становление и формирование человека культуры неоспоримо влияет дошкольное образование. На современном этапе приобщение к региональной культуре детей дошкольного возраста является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края. Республика Бурятия за свою долгую историю накопила огромный опыт формирования норм, правил поведения, регулирующих совместный труд и жизнь народов, населяющих её, создала своеобразную систему образования, содержание, формы, методы которого закреплены в лучших народных традициях и обычаях, в устном народном творчестве. Приобщение к региональной культуре включает следующие направления: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и желание сохранять и преумножать богатства своего народа. В связи с этим работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей: - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - развитие интереса к обычаям и традициям бурятского и русского народов; - расширение представления об искусстве, живописи, литературе, архитектуре, музыке родного края; - знакомство с государственными символами республики: флагом, гербом, гимном. Важность задач патриотического воспитания трудно переоценить, так как речь идет о таких категориях, как сохранение региональной культуры, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти народа, воспитание в подрастающем поколении высоких духовных качеств, чувства своей причастности к родному народу, формирование устойчивого интереса к его истории и культуре, материальным и духовным ценностям. Одним из условий приобщения к является, на наш взгляд, региональной культуре детей дошкольного возраста использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Но успех этого приобщения возможен в том случае, если компьютерные средства станут значимыми в деятельности ребенка, т.е. будут применяться в общении, игре, посильном труде, конструировании, в художественной и других видах продуктивной творческой деятельности. Это в свою очередь требует создания интерактивных образовательных ресурсов: электронных учебников, электронных пособий, материалов по разным разделам, методических материалов, информационных образовательных технологий, структура которых соотносима с интеллектуальной структурой деятельности ребенка. В основе использования компьютерных технологий лежат идеи С. Пейперта о «саморазвитии детей в условиях определенной специальной среды, формирующей интеллект», активизации процесса обучения и развития «естественным любопытством». Применительно к детской познавательной деятельности, средством которой является компьютер, система может быть обозначена отношением «ребенок-компьютер-цель», где цель понимается как все более развернутый и обобщенный внутренний (психический) образ мира, ориентирующий деятельность, т.е. дающий ее содержание, определенное качество. Содержание понятия «региональная культура» основывается на теории «культурных гнезд» Н.К. Пиксанова как своеобразных локальных территориально-поселенческих образований со специфической культурно-исторической средой, характеризующейся двумя важнейшими признаками: самобытностью локальной культуры и спецификой её институциональной организации. По определению Л.Б.Вардомского, региональная культура обусловлена качеством и этническим составом населения, географическими, климатическими, социально-экономическими факторами. Республика Бурятия обладает специфической региональной культурой, являясь полиэтническим многоконфессиональным образованием. Региональные особенности культуры, отражающиеся в специфике деятельности ее вне институциональных и институциональных форм, изучаются учеными с разных точек зрения. К исследователям определенных аспектов региональной культуры относятся И.И.Кириллов, М.В.Константинов, М.И.Гомбоева, Л.М.Любимова, В.А.Пащенко, Т.Ю.Игнатович и др. На территории Бурятии в результате сложных исторических процессов сформировался основанный на преимущественно русском этносах определенный тип населения. бурятском, эвенкийском и Педагоги МБДОУ детский сад № 87 «Улыбка» работали над созданием программы по приобщению к региональной культуре Республики Бурятия детей дошкольного возраста средствами информационно-компьютерных технологий. Программа «Моя Родина – Республика Бурятия» - один из путей совершенствования воспитательно-образовательной деятельности в детском саду, усиление ее патриотической направленности с учетом социокультурных особенностей региона. Создание новых средств развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста позволяет развивать у него активную творческую деятельность, одним из которых являются информационно-компьютерные технологии. 2. Условия реализации программы Программа содержит в себе этнографические, культурологические и исторические аспекты. Цель: Приобщение дошкольника к региональной культуре Бурятии средствами информационно-компьютерных технологий. Задачи: - повышать интерес детей и родителей к культуре родного края посредством использования информационно-компьютерных технологии; - способствовать овладению детьми целостными знаниями региональных особенностей культуры Бурятии посредством использования информационно-компьютерных технологии; - формировать познавательную логическое активность мышление, детей мелкую дошкольного моторику возраста рук, посредством самостоятельную использования информационно-компьютерных технологии. Принципы организации работы: 1. Личностно-ориентированный принцип. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры, уникальности личности, ее интеллектуальной и творческой свободы, права на уважение, опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала, создание для этого соответствующих условий. 2. Этнопедагогический принцип. Единство интернациональных (общечеловеческого), национальных и индивидуальных элементов воспитания. 3. Принцип вариативности. Каждый педагог вправе предлагать любой эмпирический способствующий материал, развитию соответствующий личности представлению о региональной культуре. возрастным ребенка, его возможностям коммуникативных детей, умений, Приобщение детей дошкольного возраста к региональной культуре Бурятии посредством информационно-компьютерных технологий проходит в следующей последовательности («пошаговости»): 1 шаг - Приобщение детей к региональной культуре Бурятии на занятии с использованием интерактивных образовательных ресурсов: электронного пособия, компьютерных игр. 2 шаг - Приобщение детей к региональной культуре Бурятии посредством виртуального мини-музея. 3 шаг - Продуктивная деятельность детей на компьютере. 4 шаг - Мониторинг знаний детей при помощи дидактических компьютерных игр. Программа «Моя Родина- Республика Бурятия» - самостоятельный курс по приобщению к региональной культуре средствами информационно-компьютерных технологий в образовательном учреждении. Дополнительно введены в вариативную часть учебного плана занятия по информатике и по программе «Мой родной край». Курс включает 32 занятия. По программе специально созданы развивающие электронные игры, демонстрационный и наглядный материал, подобраны произведения живописи, малых фольклорных форм для занимательности их представления детям. Практическая значимость данной программы заключается в возможности использования ее работниками дошкольных образовательных учреждений: методистами, воспитателями, использующими информационно-компьютерные технологии и работающими над задачами патриотического воспитания детей. 3.Структура и содержание программы Программа состоит из четырех направлений. Первое направление: «Краеведение» Цель: дать детям понятие малой родины, систематизировать и расширить знания детей о родном крае. Задачи: 1. Познакомить детей с растительным и животным миром, с памятными местами, с символикой и населенными пунктами Забайкальского края; 2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, умение устанавливать причинноследственные связи; 3. Воспитывать чувство гордости за малую родину, прививать бережное отношение к природе родного края; 4. Отработать навыки работы через художественно-творческую деятельность Второе направление: «Бытовая культура» Цель: познакомить детей с традиционно бытовой культурой народов Забайкалья. Задачи: 1. Расширять представления об одежде, жилище, пище народов Забайкалья, дать понятие о ремеслах и промыслах; 2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение; 3. Воспитывать уважение к народным мастерам и умельцам Забайкалья и восхищение их мастерством; 4. Отработать навыки работы через художественно-творческую деятельность Третье направление: «Традиции и обычаи» Цель: познакомить с коренными народами Республики Бурятия и дать представление об их традициях и обычаях. Задачи: 1. Познакомить с обычаями и праздниками народов Бурятии, обогатить представление детей о народных играх; 2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение; 3. Воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям народов Забайкалья; 4. Отработать навыки работы через художественно-творческую деятельность Четвертое направление: «Искусство» Цель: дать первоначальные представления о различных видах искусства и их представителях. Задачи: 1. Углублять и расширять знания детей об известных людях Забайкалья и их творчестве, о декоративно-прикладном искусстве и устном народном творчестве родного края; 2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение; 3. Воспитывать в детях способность чувствовать прекрасное через восприятие произведений искусства; 4. Отработать навыки работы через художественно-творческую деятельность Перспективное планирование младшая группа месяц СоциальноПознавательное коммуникативное развитие развитие Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь феврал ь март апрель май сентябр ь месяц Игра «Моя группа» Игры с песком «Здравствуй, песок!», «Кто здесь живет?», Потешки, песенки Экскурсия «Мой детский сад» Игры с песком «Кто пробежал?», «Дружная семейка» Игры с песком «Где, чей домик?» А.Плещеев «Осень наступила» Развлечение «Новый год к нам пришел» Игра с водой «Кто любит воду?» С.Маршак «Плывет, Рисование плывет кораблик» песком «Елочкакрасавица» Игра «Найди мышку» Развлечение «На лесной лужайке» Игра «Бабушкин двор» Е.Трутнева «Вырастала елка в лесу на горе…» «Наш любимый городок», П/и «Поймай рыбку» «Сагаалган» праздник белого месяца Д/и «Кто любит плавать?» «Мы едем в гости» «Путешествие в сказку» «Мамины лучики» развлечение с родителями «Мы строители» Колыбельные для малышей Сенсорная игра «Песочные прятки» П/и «Чудоогород» Развлечение «Мы построим дом большой» «На что похоже?» «Бабочка красавица» «Отправляемся в поход» мини путешествие с родителями «Чей кораблик лучше?» А.Кольцов «Дуют ветры…» Слушание колыбельных на русском и бурятском языке «Дорожки для Д/и «Помоги зайчат и мышки» белочке найти её запасы» Рисование П/и «Учим «Волшебный плавать мы сад», утят» аппликация «Расцвели цветочки» Экскурсия «Мои помощники» Беседа «Кто к нам приходил?» Игры с песком «Песочный дождик», «Ёжик», «Плывут рыбки» Игры с песком и водой «Волшебные камушки», «Кораблики» Игры с песком и водой «Плывут рыбки» Перспективное планирование средняя группа СоциальноПознавательное Речевое развитие Художествен коммуникативное развитие норазвитие эстетическое развитие Экскурсия по Растительный А.Пушкин «Уж небо Рисование микрорайону мир города осенью дышало…» «Моя родная улица» П/и «Солнышко и дождик» П/и «Тепло – холодно» П/и «Найди мышку» Физическо е развитие «Собери букет из листьев» октябрь ноябрь декабрь январь феврал ь март апрель Животный мир города И.Бунин «Листопад» Аппликация «Листопад» «Кто быстрее найдет» «День народного единства» Растительный мир деревни А.Майков «Осенние листья по ветру кружат Лепка «Домашние питомцы» Народные бурятские игры Проект «Традиции родного народа» Домашние животные Я.Аким «Первый снег» Рисование «В деревне у бабушки» «Что за дерево такое?» «Каляда» Животные Бурятии И.Суриков «Зима» Обрывная «Найди аппликация «В одинаковы лесу» е елочки» Развлечение «Сагаалган» Реки Бурятии И.Токмакова «Ели» Национальный Народные бурятский бурятские костюм игры Проект «Моя семья» Озеро Байкал А.Фет «Мама, глянька из окошка…» Национальный «Какое это русский дерево?» костюм «Кто живет на дереве?» Рыбы Байкала Иллюстрации к рассказам «Кто быстрее найдет» «Цветущий май» Птицы Байкала Составление рассказов о растениях с использованием опорных схем Разучивание стихотворений Рисуем птиц «Угадай, что назову» май Экскурсия в этнографический музей сентябрь меся ц Социальнокоммуникатив ное развитие Экскурсия «Мой микрорайон» С/р игра «Улица, на которой я живу» Заповедные сказки Байкала: «Берлога» Перспективное планирование старшая группа Познавательно Речевое развитие Художественное развитие эстетическое развитие Занятие по экологии «Озеро Байкал» Рассказы эколога Лешего: «Эколог Леший и его соседи», «Зайка серый, зайка белый», «Пышный хвостик» Физич еское развит ие Беседа «Улица, на Рисование П/игра которой я живу» «Бурятский народный «Волк Кубики орнамент», и «Достопримечательно Конкурс творческих ягнята» сти родного города» работ «Моя малая , Родина», гимн движен Республики Бурятия ия народн ых танцев октябрь ноябрь декабрь январь Экскурсия «Этнографическ ий музей народов Забайкалья» С/р игра «Путешествие по микрорайону» Заповедные сказки Байкала: «Полосатая родня» Бурятские народные игры С/р игра «Мы – спортсмены» Заповедные сказки Байкала: «Почему сурки стали черношапочным и» Бурятская сказка «Зима и лето» С/р игра «Новогодний праздник и Рождество» Экскурсия в музей истории Бурятии С/р игра «В гости к бабушке Дулме» Софья Бунтовская «Загадки о животных» Занятие по экологии «Реки нашего города» Рассказы эколога Лешего: «Клыкастые звери», «Медведь», «Волк» Альбом «Символы Республики Бурятия», «Город Улан-Удэ» Рисование «Бурятский ковер», ,»Русское полотенце»,аппликац ия «Бурятский народный орнамент», русские народные песни П/игра «Иголк а, нитка, узелок» Занятие по экологии «Байкал – частица питьевой воды мира» Рассказы эколога Лешего: «Рысь», «Соболь», «Росомаха» Занятие по экологии «Как беречь природу » Рассказы эколога Лешего: «Водяной зверь», «Барсук» Занятие по экологии «Птицы Байкала» Рассказы эколога Лешего: «Олени, рогатые звери тайги», «Изюбрь», «Северный олень» Осень в городе УланУдэ Рисование «Узор на П/игра малахае» «Табун Знакомство с » писателями Бурятии – Анна Виноградова Аппликация «Север нашей Родины Зима в городе УланУдэ Рисование «узор на ичигах», аппликация «Унты для куклы Эржены» П/игра «Бэлэ» Беседа «Традиционные праздники нашей Родины», «Традиции и обычаи бурят и русских» Рисование «Мужской дэгэл», лепка «Матрешки в хороводе», Рождественские вечера П/игра «Ястре би утки» февраль март апрель май Экскурсия в музей Природы Бурятии С/р игра «Как мы празднуем Сагаалган» Занятие по экологии «Рыбы Байкала». Праздник Сагаалган. Рассказы эколога Лешего: «Козуля», «Кабарга» Символы Развлечение Республики «Бабушкин Бурятии сундук» С/р игра (традиции и «Мамины обычаи малой помощники» Родины). Занятие по экологии «Байкальская нерпа» Сюжетный Отражение рассказ по серии русских картинок о традиций в городе Уланнациональном Удэ, костюме. С/р игра «Мы – Занятие по экскурсоводы» экологии «Лекарственны е растения Бурятии» Рассказы эколога Лешего: «Колонок», «Горностай», «Ласка» Тематический Занятие по вечер «Сказки экологии Бурятии» «Экология С/р игра «Мы – Байкала» защитники Досуг Родины» «Участники ВОВ» Рассказы эколога Лешего: «Поучения эколога Лешего» Беседа «Защитники Рисование «Узор на Родины», «Традиции дэгэле», колыбельные родного края» песни бурят Альбом «Бурятия» П/игра «Ловля тарбага нов» Беседа «Мама – самое дорогое на свете» «Озеро Байкал – жемчужина мира» Рисование «Бурятская народная посуда», лепка «Нерпа» Конкурс творческих работ «Нерпа», песни о маме и бабушке П/игра «Игра в горшки » «Традиции народов Бурятии», «Библия» Дидактическая игра «Народные костюмы», «Пасха» Конкурс стихов бурятских поэтов, рисование «Бурятское жилище – юрта», Лепка «Коняшки», П/игра «Ищем палочк у» «Из чего строят дом?», дидактическая игра «Какие бывают дома в Бурятии» «Труд в огороде» Аппликация «Черемуха в цвету», рисование «Степи родной дыхание» П/игра «Стрел ьба по соломе нным бабкам » январь декабрь ноябрь октябрь сентябрь меся ц Перспективное планирование подготовительная группа СоциальноПознавательное Речевое развитие Художествен коммуникативно развитие ное развитие эстетическое развитие Экскурсия «Мой Занятие по Беседа «Город, в Рисование город Улан-Удэ» экологии «Байкал – котором я живу» «Бурятский Бурятская сказка чудо природы» Кубики народный «Богатырь «Достопримечательн орнамент», Байкал» ости родного Конкурс С/р игра «Город» города» творческих работ «Моя малая Родина», гимн Республики Бурятия Экскурсия Занятие по Альбом «Символы Рисование «Этнографический экологии «Реки, Республики «Бурятский музей народов впадающие и Бурятия», «Город сундук», Забайкалья» вытекающие из Улан-Удэ» аппликация Ангарские бусы Байкала» «Бурятский С/р игра народный «Путешествие» орнамент» Традиции бурят в Занятие по Осень на Байкале Рисование спорте (конкурс экологии «Узор на альбомов и «Уникальные малахае» презентаций), свойства воды Знакомство с Бурятская сяазка Байкала.» писателями «Хозяин Ольхона» Бурятии – С/р игра «Мы – Анна спортсмены» Виноградова Аппликация «Север нашей Родины Бурятская сказка Занятие по Зимний вечер на Рисование «Зима и лето» экологии «Живые Байкале «Бурятские С/р игра фильтры ичиги», «Новогодний байкальской воды» аппликация праздник и «Унты для Рождество» куклы Эржены» Экскурсия в музей Занятие по Беседа Рисование истории Бурятии экологии «Птицы «Традиционные «Мужской Бурятская сказка Байкала» праздники нашей дэгэл», лепка «Снег и заяц» Родины», «Традиции «Матрешки в С/р игра «В гости и обычаи бурят и хороводе» к бабушке Дулме» русских» Физическо е развитие П/игра «Волк и ягнята», флэш-моб «УланУдэ» П/игра «Иголка, нитка, узелок» П/игра «Табун» П/игра «Бэлэ» П/игра «Ястреб и утки» февраль Занятие по экологии «Рыбы Байкала». Праздник Сагаалган. Сюжетный рассказ по серии картинок о городе Улан-Удэ, С/р игра «Мы – экскурсоводы» Отражение русских традиций в национальном костюме. Занятие по экологии «Травы Бурятии, которые лечат» Тематический вечер «Гэсэриада – памятник литературы» С/р игра «Мы – защитники Родины» Занятие по экологии «Экология Байкала» Досуг «Дети войны» май апрель март Экскурсия в музей Природы Бурятии Бурятская сказка «Змея и муравьи» С/р игра «Как мы празднуем Сагаалган» Бурятская сказка «Сорока воровка» С/р игра «Мамины помощники» Беседа «Защитники Родины», «Традиции родного края» Альбом «Бурятия», «Символы Республики Бурятия» Развлечение Беседа «Мама – «Бабушкин сундук» самое дорогое на (традиции и обычаи свете» малой Родины). «Озеро Байкал – Занятие по жемчужина мира» экологии «Байкальская нерпа» Рисование «Женский дэгэл», колыбельные песни бурят П/игра «Ловля тарбаганов » Рисование «Бурятская народная посуда», лепка «Бурятская народная посуда» Конкурс творческих работ «Нерпа» «Традиции народов Конкурс Бурятии», «Библия» стихов Дидактическая игра бурятских «Народные поэтов, костюмы» рисование «Бурятское жилище – юрта», Лепка «Конь в жизни бурята», П/игра «Игра в горшки» «Из чего строят дом?», дидактическая игра «Какие бывают дома в Бурятии» «Труд в огороде» П/игра «Стрельба по соломенны м бабкам» Аппликация «Багульник», рисование «Пчелка на ветке черемухи» Конкурс творческих работ по лепке «Всадник на коне» П/игра «Ищем палочку» Уровни усвоения программы Несформированный: Ребенок не проявляет интереса к истории родного края, плохо ориентируется в особенностях родной местности, не знает традиций и обычаев, не называет улицы, памятники архитектуры, не может назвать поэтов, композиторов, художников, затрудняется назвать представителей растительного и животного мира. Не сформирован навык работы на компьютере. Достаточно сформированный: Ребенок имеет представления о родном крае, но запас его знаний недостаточный, проявляет интерес. Свободно ориентируется в представителях растительного и животного мира, но затрудняется назвать художников Забайкалья, поэтов, композитора, их произведения. Недостаточно хорошо владеет знаниями о народных промыслах и умельцах. Проявляет интерес к обычаям и традициям народов. Владеет элементарными навыками работы на компьютере. Сформированный: Ребенок проявляет активный познавательный интерес к особенностям родного края, имеет представления о народных промыслах. Знает традиции и обычаи коренных народов. По памяти может воспроизвести 2-3 стихотворения, назвать художников и их картины, без труда называет улицы и памятники своей малой родины, краевого центра, свободно ориентируется в растительном и животном мире Забайкалья. Умеет работать в программе и проявляет творчество в деятельности. 5.Литература: 1. Алагуева, В. Золотая книга о бурятах. [ книга] Алагуева В. Улан – Удэ. Изд-во «Республиканская типография», 2006, 96с 2. Аникин, В. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957. 3. Бардаханова, С.С. Малые жанры бурятского фольклора - Улан-удэ: Бурятское книжное издательство, 1982. 4. Будаев, Ц.Б. Бурятские народные сказки. Волшебно-фантастические. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1973. 5. Буряад арадай оньhон, хошоо yгэнyyд (Бурятские пословицы и поговорки). Сост. И.Н. Мадасон. - Улан-Удэ, 1960. 6. Вардомский, Л.Б., Дергачев, В.А., Регионоведение [Текст].: учебное пособие/ Л.Б.Вардомский, В.А.Дергачев. – М.- ЮНИТИ - ДАНА, 2004. 7. Горвиц, Ю.М., Чайнова, Л.Д. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. 8. Заславская, О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М., 2006. 9. Коган, И.Д. «Эта книга без затей про компьютер для детей», М., 2003 10. Князева, О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Изд-во «Детство – Пресс», 2002.