ДЕТСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР

29.09.2023

Главное место в традиционной культуре детства занимает игра – одно из уникальных явлений в системе воспитания и развлечения детей.

Слово «игра» имеет несколько значений. В Большом энциклопедическом словаре «игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительскими формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям».

Наиболее полный набор формальных признаков игры определил нидерландский историк культуры Й. Хейзинги. «Игра, – пишет он, – это прежде всего свободная деятельность, которая осознается как «невзаправду», и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, – свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренного ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой».

Игры никто специально не придумывал, они родились в глубокой древности. Обрядовые игры исторически и генетически возникли первыми. Они были связаны, прежде всего с народным календарем и семейно-бытовыми праздниками. Практически все игры пришли из обрядов и были в большей степени взрослыми. Со временем они стали существовать как во взрослой среде, так и в детской. И уже к концу XX века остались только в детском репертуаре.

С ранних лет начиналось трудовое воспитание детей, которое осуществлялось при наблюдении за взрослыми. Приобщение ребенка к трудовой деятельности начиналось именно с игры. В воспитании мальчиков отец играл главную роль. У русских, например, первый серьезный труд ребенка облегчался игровыми моментами. Во время посева отец клал в зерно репу и разбрасывал ее вместе с зерном. «Ребенок, шедший сзади и ставивший вешки, подбирал репку и ел ее, что, конечно же, доставляло удовольствие. Таким образом нелегкий и однообразный труд заметно облегчался, превращаясь отчасти в игру». Также отец выступал и в качестве учителя, обучая ребенка дома обязательным деревенским играм – «рюхи», «бабки», «лапту».

 Детские игры условно можно разделить на три типа: обрядовые, спортивные и бытовые. Мы поговорим об обрядовых играх.

Обрядовые игры. Ряженье, пришедшее из глубины веков, остается главной рождественской игрой. Со временем первоначальное значение, связанное с охотничьей магией, утратило свой смысл, и сегодня это веселый праздник с песнями и частушками, хотя момент ряженья присутствует.

Обрядовые истоки имеет и распространенная в разных селах Прибайкалья игра «Краски». В XIX – начале XX в. в России эта игра была популярна среди молодежи во время рождественских Святок, особенно в сочельники с 24 на 25 декабря, с 31 декабря на 1 января, с 6 на 7 января. «В основе игры лежит представление христиан о Рождестве как о празднике, который означает победу сил света и добра над силами тьмы и зла». Первые представлены в образе ангела, вторые – черта. Выбирали жеребьевкой ангела и черта. Черт уходил из избы на улицу, в сени или в другую комнату, где он гримировался и наряжался. В это время ангел раздавал играющим краски. Приходил черт, стучал палкой в дверь и говорил: «Стук, стук, у ворот». Ангел разрешал ему войти. Подпрыгивая и гримасничая, появлялся черт. Ангел спрашивал: «Кто ты?» – «Черт-косорот». – «По что пришел?» – «По краски». – «На что краски?» – «Сани красить». – «По что сани?» – «Жениться хочу». – «Какие надо краски?» Черт называл краску, и если такая краска была, то уводил ее в сторону, делая членом своей команды.

Ангел имел право отыграть часть красок. В соответствии со своим рангом и духовным положением он вел серьезную беседу с игроками. Ни ангел, ни игроки не должны были ни улыбаться, ни смеяться. Ангел спрашивал игрока: «Где ты был?» – «У попа». – «Что ел?» – «Просвиру». – «Чем резал?» – «Ножом». – «Там (указывал вверх) что?» – «Небо». – «А здесь?» – «Земля». – «А тут что?» – «Черт». После этого слова ангел крестился, отплевывался, внушал собеседнику, чтобы тот не прельщался кознями черта.

Если играющий оставался серьезным, не улыбался и не смеялся, то он возвращался к ангелу. Если же игрок улыбался или смеялся, то он оставался у черта. Когда испытанию подвергнутся все играющие, определялся состав команды. Ангел и черт брали палку и начинали ее тянуть в свою сторону, им помогали их команды. Побеждал тот, кто перетянет палку. Со временем обрядовое содержание игры утратило свое значение и разыгрывается следующим образом.

Играющие считалкой выбирают «монаха» и «маму». Все остальные – «краски». Каждая «краска» придумывает себе цвет так, чтобы «монах» не услышал. Потом подходит «монах», стучится и переговаривается с «мамой»:

 

- Тук, тук!

- Кто там?

- Я, Монах, в синих штанах,

На лбу шишка,Хочу такой сайт

В кармане шишка.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

Если такая «краска» есть, то «монах» подходит и стучит по руке столько, сколько лет «краске», и «краска» убегает. Он должен догнать ее. Все остальные «краски» кричат: «Краска», домой!

Если «монах» поймает «краску», то забирает ее к себе, а не поймает – «краска» остается у «мамы», но должна поменять цвет. Встречаются варианты  главных  действующих лиц, вместо «монаха» и «мамы» – «черт» и «ангел».

В некоторых селах была зафиксирована игра «Взятие снежного городка». Когда-то она была популярна в Сибири и приурочивалась к празднованию Масленицы. «В Сибири создание масленичного снежного городка было общим мужским делом всего села. Свою лепту в строительство и укрепление временной крепости вносили и дети, особенно мальчики. Когда отцы и старшие братья обороняли или брали штурмом снежный городок, вся детвора оказывалась самыми заинтересованными болельщиками. В конце концов, именно дети завершали то, что начинали и проводили в исполнение мужики. Дети с оглушительным криком бросались на крепость и за несколько минут разрушали ее до основания». Со временем обрядовый характер игры потерян, и сегодня она символизирует переход от зимы к весне. 

Во время масленичного празднества, кроме традиционного сжигания чучела Масленицы и состязания в силе и ловкости, обязательной является игра «Взятие снежного городка». Игра проводится в Прощеное воскресенье (последнее воскресенье масленичного гуляния), дети делятся на две команды, строят защиту – городок, и закидывают друг друга снежками.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.10.2023

Дата обновления: 10.10.2023

Дата публикации: 29.09.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».