29.09.2023
Главное место в
традиционной культуре детства занимает игра – одно из уникальных явлений в
системе воспитания и развлечения детей.
Слово «игра» имеет
несколько значений. В Большом энциклопедическом словаре «игра – вид непродуктивной
деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом
процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым
поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками,
искусством (особенно его исполнительскими формами). Имеет важное значение в
воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к
будущим жизненным ситуациям».
Наиболее полный набор
формальных признаков игры определил нидерландский историк культуры Й. Хейзинги.
«Игра, – пишет он, – это прежде всего свободная деятельность, которая
осознается как «невзаправду», и вне повседневной жизни выполняемое занятие,
однако она может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого
прямого материального интереса, не ищет пользы, – свободной деятельностью,
которая совершается внутри намеренного ограниченного пространства и времени,
протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни
общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо
подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой».
Игры никто специально не
придумывал, они родились в глубокой древности. Обрядовые игры исторически и
генетически возникли первыми. Они были связаны, прежде всего с народным
календарем и семейно-бытовыми праздниками. Практически все игры пришли из
обрядов и были в большей степени взрослыми. Со временем они стали существовать
как во взрослой среде, так и в детской. И уже к концу XX века остались только в детском
репертуаре.
С ранних лет начиналось
трудовое воспитание детей, которое осуществлялось при наблюдении за взрослыми.
Приобщение ребенка к трудовой деятельности начиналось именно с игры. В
воспитании мальчиков отец играл главную роль. У русских, например, первый
серьезный труд ребенка облегчался игровыми моментами. Во время посева отец клал
в зерно репу и разбрасывал ее вместе с зерном. «Ребенок, шедший сзади и
ставивший вешки, подбирал репку и ел ее, что, конечно же, доставляло
удовольствие. Таким образом нелегкий и однообразный труд заметно облегчался,
превращаясь отчасти в игру». Также отец выступал и в качестве учителя, обучая
ребенка дома обязательным деревенским играм – «рюхи», «бабки», «лапту».
Детские игры условно можно разделить на три
типа: обрядовые, спортивные и бытовые. Мы поговорим об обрядовых играх.
Обрядовые игры. Ряженье, пришедшее из глубины веков, остается главной
рождественской игрой. Со временем первоначальное значение, связанное с
охотничьей магией, утратило свой смысл, и сегодня это веселый праздник с
песнями и частушками, хотя момент ряженья присутствует.
Ангел имел право отыграть
часть красок. В соответствии со своим рангом и духовным положением он вел
серьезную беседу с игроками. Ни ангел, ни игроки не должны были ни улыбаться,
ни смеяться. Ангел спрашивал игрока: «Где ты был?» – «У попа». – «Что ел?» –
«Просвиру». – «Чем резал?» – «Ножом». – «Там (указывал вверх) что?» – «Небо». –
«А здесь?» – «Земля». – «А тут что?» – «Черт». После этого слова ангел
крестился, отплевывался, внушал собеседнику, чтобы тот не прельщался кознями
черта.
Если играющий оставался
серьезным, не улыбался и не смеялся, то он возвращался к ангелу. Если же игрок
улыбался или смеялся, то он оставался у черта. Когда испытанию подвергнутся все
играющие, определялся состав команды. Ангел и черт брали палку и начинали ее
тянуть в свою сторону, им помогали их команды. Побеждал тот, кто перетянет
палку. Со временем обрядовое содержание игры утратило свое значение и
разыгрывается следующим образом.
Играющие считалкой
выбирают «монаха» и «маму». Все остальные – «краски». Каждая «краска»
придумывает себе цвет так, чтобы «монах» не услышал. Потом подходит «монах»,
стучится и переговаривается с «мамой»:
- Тук, тук!
- Кто там?
- Я, Монах, в синих
штанах,
В кармане шишка.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если такая «краска» есть,
то «монах» подходит и стучит по руке столько, сколько лет «краске», и «краска»
убегает. Он должен догнать ее. Все остальные «краски» кричат: «Краска», домой!
Если «монах» поймает
«краску», то забирает ее к себе, а не поймает – «краска» остается у «мамы», но
должна поменять цвет. Встречаются варианты
главных действующих лиц, вместо
«монаха» и «мамы» – «черт» и «ангел».
В
некоторых селах была зафиксирована игра «Взятие снежного городка». Когда-то она
была популярна в Сибири и приурочивалась к празднованию Масленицы. «В Сибири
создание масленичного снежного городка было общим мужским делом всего села.
Свою лепту в строительство и укрепление временной крепости вносили и дети,
особенно мальчики. Когда отцы и старшие братья обороняли или брали штурмом
снежный городок, вся детвора оказывалась самыми заинтересованными болельщиками.
В конце концов, именно дети завершали то, что начинали и проводили в исполнение
мужики. Дети с оглушительным криком бросались на крепость и за несколько минут
разрушали ее до основания». Со временем обрядовый характер игры потерян, и
сегодня она символизирует переход от зимы к весне.
Во время масленичного
празднества, кроме традиционного сжигания чучела Масленицы и состязания в силе
и ловкости, обязательной является игра «Взятие снежного городка». Игра
проводится в Прощеное воскресенье (последнее воскресенье масленичного гуляния),
дети делятся на две команды, строят защиту – городок, и закидывают друг друга
снежками.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.10.2023
Дата обновления: 10.10.2023
Дата публикации: 29.09.2023