08.06.2023
Развитие музыкальных способностей дошкольников
посредством музыкально-дидактических игр
В жизни ребёнка
дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него –
основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство
всестороннего развития. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у
них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.
Игра постоянно привлекательна для ребенка,
позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в
себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим,
открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных
навыков.
Музыкально-дидактические игры осваиваются
детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время
музыкальных занятий. Сначала руководитель знакомит детей с правилами игры,
ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале педагог является
инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные
процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога,
выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе
разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять
задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
Музыкальные игры объединяют в себе многие черты, присущие хороводным
построениям, подвижным играм. Однако, дидактический материал таких игр
отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия;
игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать,
различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх своеобразен. Все
дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным
заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.
Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваютсяс детьми на
музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный
руководитель перед занятием должен объяснить игру воспитателю. На занятии оба
педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они участвуют сами в этой
игре.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными
произведениями разного характера они переживают, испытывают определенные
чувства. Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог
сопоставить музыкальные образы, слова обращаюсь к музыкально-дидактическим
играм. Использование музыкально-дидактических игр дает возможность детям
несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. В
музыкально-дидактических играх используются игрушки, которым дети охотно
подражают. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно
выполнять ритмический рисунок. Музыкально-ритмическая деятельность детей
проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений
осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми с выполнением
творческих заданий.
Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию
знакомых мелодий, определению характера музыки, смены построений в отдельных
частях произведения, различению жанра. Здесь могут применяться все виды игр и
пособий.
Это и настольные игры типа лото, где дети закрепляют соответствующий
рисунок мелодии, используются подвижные игры, сюжетные и не сюжетные, в которых
дети согласуют движения персонажей с характером музыки, сменой жанров, а также
игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связанных с
различением и воспроизведением звуковысотного движения. Детям нравятся игры,
включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте.
Моделирование отношений звуков по высоте с помощью различных средств
позволяет развивать способность музыкально-слуховых представлений, связывая
воедино слуховые, зрительные, и двигательные представления детей. Развитие
чувства ритма, способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать
эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить
предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с
воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных
инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются
все виды игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.
Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе
различное сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма,
применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к
деятельности, осуществлять ее более успешно. Развитие у детей музыкальных
способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться
различными методами и средствами, в том числе с помощью
музыкально-дидактических игр и пособий. Иногда игры и пособия подразделяются на
основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью.
Литература 1. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду : учеб.пособие для студентов педагогических институтов / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.
2. Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании
дошкольников : пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских
садов / Л. Н. Комиссарова. – М. Просвещение, 1986. – 144 с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.11.2023
Дата обновления: 30.11.2023
Дата публикации: 08.06.2023