28.03.2023
Что же
такое ритм?
Ритм – это чередование долгих и коротких
длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку,
чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его
воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь,
она невыразительна либо слабо интонирована.
Из всех музыкальных способностей чувство
ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно,
так оно является врожденным.
Но современные
исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали
обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет
гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать
уже с младшей группы, а какие-то формы
работы и в раннем возрасте.
Всем известно, что
ведущей формой обучения и развития детей-дошкольников является игра, но, также понятно,
что современным детям необходимы новые интересные игры, которые соответствуют
как потребностям детей, так и веяниям времени. И все мы находимся в поиске и
разработке таких игр.
В
педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания
души и тела заложены в синтезе музыки и движения, интеграции различных видов
художественной деятельности.
Музыка
и движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка.
Музыкально-ритмические движения развивают внимание, волю, память, подвижность и
гибкость мыслительных процессов, музыкальность и эмоциональность, творческое
воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку.
Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый
психотерапевтический эффект.
Чем раньше ребёнок
воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком
виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным
и успешным будет дальнейшее развитие ребёнка и, возможно меньше будет проблем у
наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой
осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в
комплексе с движением, словом. Исходя из этого, я сделала вывод о том, что наиболее
доступной формой занятий с детьми являются музыкально-ритмические игровые
упражнения.
Предлагаю вашему
вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в
повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у
детей.
1. Игры с ритмическими палочками (клавесами).
Главная цель игр с палочками
состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых
интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений.
Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и
речь.
Упражнения с ритмическими палочками
очень нравятся детям. Они привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются
простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов,
развитии метроритмического и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только
стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать!
Ритмические игры с
музыкальными инструментами (отстукивание на музыкальных инструментах метра
музыки, в правилах этих игр определено задание по воспроизведению).
2. Игры на воспроизведение ритмического рисунка
Упражнение «Ритмические обручи»
Цель: развитие ритмического и слухового внимания
Задание: Пройти по обручам под музыку соблюдая её ритмический
рисунок.
(Обручи разложены «Ёлочкой». Становимся друг за
другом. Нужно пройти по обручам под музыку, шаги соответствуют длительностям
мелодии.)
Движение под музыку обладает положительным влиянием на
психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы
эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
Заключение
В музыкально-ритмических игровых упражнениях ребёнок
одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из
характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребёнок начинает
осознавать музыку через движение.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.11.2023
Дата обновления: 30.11.2023
Дата публикации: 28.03.2023