23.03.2023
Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. И наша общая задача – максимально насытить дошкольный период в жизни ребенка и обеспечить полноценное проживание ребенком всех этапов детства.
Адаптация - самая первая и важная ступень в образовательном процессе
Главная цель адаптации, в том числе и посредствам музыки – приспособление детей к новым условиям существования – к детскому
саду. И через музыку помочь ребенку преодолеть
барьеры в общении, лучше понимать себя и других, создать благоприятную среду
для возможности самовыражения.
Основной задачей следует
считать достижение благополучного психоэмоционального состояния детей.
Из основной задачи вытекает ряд следующих задач, таких как:
- преодоление стрессового состояния ребенка в период адаптации;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,
агрессии;
- развитие навыков взаимодействия друг с другом, внимания, восприятия,
речи, воображения, чувства ритма, мелкой моторики, координации движений,
игровых навыков, произвольного поведения.
Использование музыкальной терапии во время адаптации очень эффективно. Музыка позволяет мозгу человека одновременно работать и
быть расслабленным, что в первую очередь необходимо для смягчения стрессовых
ситуаций у детей. Таким образом, прослушивание музыки дает возможность создать
«Зону комфорта» для воспитанников детского сада.
Роль музыки очень важна в социальной адаптации. Знакомство с музыкальными
произведениями даёт детям пример положительного духовного и культурного
развития. Прослушивание музыки позволяет развивать фантазию, создаёт в сознании
ребёнка особую атмосферу, когда малыш сам формирует образы, которые навевает
мелодия. Всё это является основой успешного развития коммуникативных навыков,
развития речи, внимания.
Использование музыки в воспитании помогает избежать психологических проблем
(детские страхи, заниженная самооценка, гиперактивность), позволяет выявлять
одаренность у детей, создает условия для развития гармоничной личности.
Музыка рано начинает привлекать
внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут
источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, колокольчика или
других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей
различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние в связи
с музыкой проявляется особенно ярко.
Первые музыкальные занятия проходят в групповых комнатах. К детям в гости
приходит игрушка зайчик или ёжик. Дети привыкают к педагогу и действиям которые
им предлагаются.
Музыкальные игры, пляски, песенки в исполнении педагога, доставляющие
удовольствие детям и направленные на проявление их заинтересованности к
музыкальным занятиям.
Работы над формированием первоначальных вокально-хоровых навыков в раннем
возрасте это звукоподражание. Слушание, подпевание песен «Петушок», «Ладушки»
р. н. м. доставляют детям радость.
Музыкально – речевые игры активно используются
в период адаптации детей в детском саду, при знакомстве для запоминания имен
детей создания положительного эмоционального микроклимата можно проводить игры:
«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» муз. Е. Тиличеевой. Наиболее
эффективными являются музыкальные игры на тактильные ощущения, например:
«Мягкие ладошки»; «Обними свою игрушку» (музыкальный руководитель поет песню и
вместе с детьми выполняет движения). Часто используются игры, которые снимают
нервное напряжение, состояние тревожности, страхи: «Поздороваться носами»;
«Чудесный мешочек»; «Пропой свое имя ласково» и другие.
Я в работе также
объединяю музыкальные элементы с логоритмическими и дыхательными упражнениями, провожу игры под
музыку, направленные на концентрацию внимания, расслабление, обучение
ориентации в пространстве, использую пальчиковую гимнастику для развития мелкой
моторики (Мой мизинчик»).
Наблюдения показывают, что маленькие дети с
удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения(«Вышла
курочка гулять»). У них складываются свои впечатления, эмоции, поэтому они
любят их постоянно испытывать, слушая одну и ту же мелодию.
Использование «фоновой» музыки («Звуки природы») также благоприятно
для создания «зоны комфорта» у детей.
Благоприятное воздействие на малыша оказывают
и народные песни (лирические и плясовые) Они выразительны, доступны для
восприятия, а тексты их несут положительную информацию об окружающем мире. Одни
из наиболее сильных и эмоциональных песен – это колыбельные песни. Во время сна
спокойная музыка способна улучшать эмоциональное состояние маленького
слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Колыбельные песни перед дневным сном,
способствуют расслаблению организма ребенка. Педагоги перед дневным сном
используют аудиозаписи. Например: «Колыбельная» А.Гречанинова; «Нянина сказка»
П.Чайковского и другие.
Дети раннего возраста эмоциональны и
впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребенка важно
донести, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному.
Положительную – эмоциональную реакцию
детям доставляют музыкальные игры - хороводы. Например: «Васька кот» муз
Т.Попатенко; «К нам пришла собачка»; муз Александровой, «Ходит Ваня»; муз Е.Тиличеевой
и другие.
Не менее важным фактором является проведение
педагогами психогимнастики. В группе педагоги проводят музыкальные упражнения.
Например: «Солнечный лучик». (Педагог
предлагает вытянуть ладошку вперед, словно навстречу солнечному лучу, а затем
поймать лучик солнца на ладошку). Идет прослушивание пьесы «Медленный вальс»
Г.Подэльбского.
Музыка помогает детям осваивать мир
человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Выполняя несложные задания в процессе игр со звучащими игрушками, детскими
музыкальными инструментами, дети различают звуки по высоте: угадывают, кто
кричит - корова или котенок, курочка зовет цыплят или они ей отвечают.
Звукоподражание доставляет детям радость и вызывает неподдельный интерес.
Повторяя под музыку постукивания по бубну, осваивают ритм. Например: «Игра с бубном»
муз. М. Красева, сл. Н. Френкель. Эта игра помогает не только детям
раскрепоститься, но и в первые занятия познакомиться с детьми музыкальному
руководителю. Слушают звучание разных по тембру детских музыкальных
инструментов, сами хлопают соответственно музыке тихо и громко. Дети с
удовольствием играют погремушками, ложками, колокольчиками.
Песни, сопровождаемые движениями помогают детям ориентироваться в
пространстве, а также координировать произносимый текст и мелодию песни с
движениями тела. Эти игры вызывают эмоциональный отклик у детей, формируют
положительное отношение к музыкальным занятиям, а также к детскому саду. Через некоторое время,
когда дети привыкли к новому человеку. Сказочный персонаж приглашает детей в
музыкальный зал. Дальнейшие занятия проходят в музыкальном зале.
Первый праздник выпадающий на адаптационный период, это праздник Осени. Как
правило, он проходит без присутствия родителей, так как дети находятся в
процессе адаптации. Задача музыкального руководителя и воспитателей сделать
этот праздник ярким и насыщенным. Вызвать положительные эмоции, желание
общаться, играть со сверстниками и взрослыми. Всё это создает условия для социальной адаптации и ранней социализации
воспитанников. Процесс перехода ребенка из семьи в детское
дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку
предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он
привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления
психологических преград.
И музыка нам в этом помогает – это
универсальный инструмент воздействия на человека. Ведь при погружение в
музыкальное произведения сначала возникает чувство, а затем появляются образы.
Ребенок находящийся в атмосфере радости будет стремится в неё попасть снова и
снова, если музыка несёт радость и хорошее настроение. Дети будут с охотой ходить в детский сад и с нетерпением ждать новых
музыкальных встреч с песнями, музыкальными инструментами, играми и танцами.
Раздаточный материал:
1. Фонотека для режимных моментов (аудиозаписи)
-утренние часы приема;
- утренняя зарядка;
-тихий час и пробуждение;
- игровая деятельность;
- одевание на прогулку;
- физическая культуры;
- экологическое воспитание;
-трудовое воспитание;
- ИЗО;
2. Музыкальные игры с текстовым описанием и аудиозаписями;
3. Картотека музыкально-дидактических игр.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.03.2024
Дата обновления: 02.03.2024
Дата публикации: 23.03.2023