Консультация "Влияние музыки на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к ДОУ".

23.03.2023


Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. И наша общая задача – максимально насытить дошкольный период в жизни ребенка и обеспечить полноценное проживание ребенком всех этапов детства

Адаптация - самая первая и важная ступень в образовательном процессе

Главная цель адаптации, в том числе и посредствам музыки – приспособление детей к новым условиям существования – к детскому саду. И через музыку помочь ребенку преодолеть барьеры в общении, лучше понимать себя и других, создать благоприятную среду для возможности самовыражения.

 Основной задачей следует считать достижение благополучного психоэмоционального состояния детей.

Из основной задачи вытекает ряд следующих задач, таких как:

- преодоление стрессового состояния ребенка в период адаптации;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия друг с другом, внимания, восприятия, речи, воображения, чувства ритма, мелкой моторики, координации движений, игровых навыков, произвольного поведения.

Использование музыкальной терапии во время адаптации очень эффективно. Музыка позволяет мозгу человека одновременно работать и быть расслабленным, что в первую очередь необходимо для смягчения стрессовых ситуаций у детей. Таким образом, прослушивание музыки дает возможность создать «Зону комфорта» для воспитанников детского сада.

Роль музыки очень важна в социальной адаптации. Знакомство с музыкальными произведениями даёт детям пример положительного духовного и культурного развития. Прослушивание музыки позволяет развивать фантазию, создаёт в сознании ребёнка особую атмосферу, когда малыш сам формирует образы, которые навевает мелодия. Всё это является основой успешного развития коммуникативных навыков, развития речи, внимания.

Использование музыки в воспитании помогает избежать психологических проблем (детские страхи, заниженная самооценка, гиперактивность), позволяет выявлять одаренность у детей, создает условия для развития гармоничной личности.

 Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, колокольчика или других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко.

Первые музыкальные занятия проходят в групповых комнатах. К детям в гости приходит игрушка зайчик или ёжик. Дети привыкают к педагогу и действиям которые им предлагаются.

Музыкальные игры, пляски, песенки в исполнении педагога, доставляющие удовольствие детям и направленные на проявление их заинтересованности к музыкальным занятиям.

Работы над формированием первоначальных вокально-хоровых навыков в раннем возрасте это звукоподражание. Слушание, подпевание песен «Петушок», «Ладушки» р. н. м. доставляют детям радость.

Музыкально – речевые игры активно используются в период адаптации детей в детском саду, при знакомстве для запоминания имен детей создания положительного эмоционального микроклимата можно проводить игры: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» муз. Е. Тиличеевой. Наиболее эффективными являются музыкальные игры на тактильные ощущения, например: «Мягкие ладошки»; «Обними свою игрушку» (музыкальный руководитель поет песню и вместе с детьми выполняет движения). Часто используются игры, которые снимают нервное напряжение, состояние тревожности, страхи: «Поздороваться носами»; «Чудесный мешочек»; «Пропой свое имя ласково» и другие.

         Я в работе также объединяю музыкальные элементы с логоритмическими  и дыхательными упражнениями, провожу игры под музыку, направленные на концентрацию внимания, расслабление, обучение ориентации в пространстве, использую пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики (Мой мизинчик»).

Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения(«Вышла курочка гулять»). У них складываются свои впечатления, эмоции, поэтому они любят их постоянно испытывать, слушая одну и ту же мелодию.

Использование «фоновой» музыки («Звуки природы») также благоприятно для создания «зоны комфорта» у детей.

 

Благоприятное воздействие на малыша оказывают и народные песни (лирические и плясовые) Они выразительны, доступны для восприятия, а тексты их несут положительную информацию об окружающем мире. Одни из наиболее сильных и эмоциональных песен – это колыбельные песни. Во время сна спокойная музыка способна улучшать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.   Колыбельные песни перед дневным сном, способствуют расслаблению организма ребенка. Педагоги перед дневным сном используют аудиозаписи. Например: «Колыбельная» А.Гречанинова; «Нянина сказка» П.Чайковского и другие.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребенка важно донести, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Положительную – эмоциональную реакцию  детям доставляют музыкальные игры - хороводы. Например: «Васька кот» муз Т.Попатенко; «К нам пришла собачка»; муз Александровой, «Ходит Ваня»; муз Е.Тиличеевой и другие.

Не менее важным фактором является проведение педагогами психогимнастики. В группе педагоги проводят музыкальные упражнения.Хочу такой сайт

Например: «Солнечный лучик». (Педагог предлагает вытянуть ладошку вперед, словно навстречу солнечному лучу, а затем поймать лучик солнца на ладошку). Идет прослушивание пьесы «Медленный вальс» Г.Подэльбского.

Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Выполняя несложные задания в процессе игр со звучащими игрушками, детскими музыкальными инструментами, дети различают звуки по высоте: угадывают, кто кричит - корова или котенок, курочка зовет цыплят или они ей отвечают.  Звукоподражание доставляет детям радость и вызывает неподдельный интерес. Повторяя под музыку постукивания по бубну, осваивают ритм. Например: «Игра с бубном» муз. М. Красева, сл. Н. Френкель. Эта игра помогает не только детям раскрепоститься, но и в первые занятия познакомиться с детьми музыкальному руководителю. Слушают звучание разных по тембру детских музыкальных инструментов, сами хлопают соответственно музыке тихо и громко. Дети с удовольствием играют погремушками, ложками, колокольчиками.

Песни, сопровождаемые движениями помогают детям ориентироваться в пространстве, а также координировать произносимый текст и мелодию песни с движениями тела. Эти игры вызывают эмоциональный отклик у детей, формируют положительное отношение к музыкальным занятиям, а также к детскому саду.   Через некоторое время, когда дети привыкли к новому человеку. Сказочный персонаж приглашает детей в музыкальный зал.  Дальнейшие занятия проходят в музыкальном зале.

         Первый праздник выпадающий на адаптационный период, это праздник Осени. Как правило, он проходит без присутствия родителей, так как дети находятся в процессе адаптации. Задача музыкального руководителя и воспитателей сделать этот праздник ярким и насыщенным. Вызвать положительные эмоции, желание общаться, играть со сверстниками и взрослыми. Всё это создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников. Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

И музыка нам в этом помогает – это универсальный инструмент воздействия на человека. Ведь при погружение в музыкальное произведения сначала возникает чувство, а затем появляются образы. Ребенок находящийся в атмосфере радости будет стремится в неё попасть снова и снова, если музыка несёт радость и хорошее настроение. Дети будут с охотой ходить в детский сад и с нетерпением ждать новых музыкальных встреч с песнями, музыкальными инструментами, играми и танцами.

Раздаточный материал:

1. Фонотека для режимных моментов (аудиозаписи)

-утренние часы приема;

- утренняя зарядка;

-тихий час и пробуждение;

- игровая деятельность;

- одевание на прогулку;

- физическая культуры;

- экологическое воспитание;

-трудовое воспитание;

- ИЗО;

2. Музыкальные игры с текстовым описанием и аудиозаписями;

3. Картотека музыкально-дидактических игр.

Просмотров всего: , сегодня:

Влияние музыки на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к ДОУ..docx (скачать)

Дата создания: 02.03.2024

Дата обновления: 02.03.2024

Дата публикации: 23.03.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».