12.10.2022
Музыка обогащает духовныймир ребёнка, оказывает влияние на
развитие его творческих способностей, этот факт общеизвестный,
доказан учёными и не подлежит сомнению. На современном этапе педагогическая
деятельность требует обращения музыкального руководителя к пересмотру не только
содержания музыкального воспитания, но и методов, приёмов и форм проведения
музыкально-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который определяет
игровую деятельность, как ведущую деятельность детей дошкольного возраста.
Музыкальная игра занимает важное место в жизни
дошкольников. Новое постигается ребенком деятельно, и всегда на основе уже
усвоенного материала, и опыта детей (игрового, коммуникативного, тактильного,
зрительного).
В программах по дошкольному воспитанию
музыкальные игры занимают значительное место, так как являются ценным средством
музыкального развития детей, воспитывают волю, выдержку, тренируют память.
Привлекательность этой формы детской деятельности, интерес и радость, которые
испытывают дети, способствуют успешному развитию у них музыкальных и творческих
способностей.
В современной педагогике появились технологии по
музыкальной игровой деятельности, которые активно применяются музыкальными
руководителями в работе. Так и автор статьи, изучив опыт ведущих
педагогов, познакомившись с современными игровыми технологиями,
углублённо работала над развитием музыкальных способностей дошкольников через
музыкальную игру. Данная форма работы оказалась интересной, разнообразной и
актуальной.
Несомненно, именно игровая деятельность
позволяет образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так,
чтобы они об этом даже не догадывались.
Цель работы: повышение эффективности качества
образовательного процесса через развитие у дошкольников интереса к музыкальной
деятельности с использованием игровых приёмов и методик.
Для достижения данной цели были определены следующие
задачи:
формирование у детей музыкальных способностей в
доступной игровой форме, посредством музыкально-дидактических пособий и игр;
использование в играх всех видов музыкальной деятельности;
побуждение к игровым действиям за рамками музыкальных
занятий.
Ожидаемый результат:
дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
дети получают удовольствие от игры, проявляют желание
повторить их в самостоятельной деятельности;
в процессе игр дети приобретают специальные знания,
умения навыки.
повышается уровень развития у детей
познавательной активности, творческих способностей.
Игровой
сюжет положен в основу занятий и объединяет все виды музыкальной деятельности
(восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная
деятельность). Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и
ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к
музыкальной деятельности. Игровая ситуация, необходимость следовать
определённым правилам вызывают у детей повышенный интерес, эмоциональный
отклик.
Игра не выносится в отдельную структуру музыкального
занятия, а пронизывает все виды музыкальной деятельности. Вот некоторые примеры
применения игрового метода.
Для организации детей, создания «настроя» занятие
начинается с музыкального приветствия. Приветствия могут быть песенно-игровыми,
речевыми, двигательно-ритмическими, с использованием звуковых жестов, и т.д.
При разучивания различных танцевальных движений под
музыку используются игры со словом, так называемые подговорки. Для коррекции и
улучшения двигательных навыков разучиваются с детьми игры с пением и движением,
игровые упражнения, сюжетно-ролевые песни, хороводы, сопровождаемые движениями
рук в соответствии с текстом. Дети выполняют различные игровые действия с
предметами, передают игровые образы в музыке.
Игровые приёмы: «Эхо» (тихо-громко), «Цепочка»,
«Бусы», «Пение с закрытым ртом», «По сигналу» (цветок, флажок), загадки «Угадай
мелодию», «Чудесный мешочек» графические изображения, моделирование помогают в
формировании певческих навыков. Пение сопровождается инсценировкой песни, игрой
на детских музыкальных инструментах.
Для эффективности восприятия музыки
используются игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с
малышами, дидактические пособия, двигательно-игровое творчество и т.д.
В игре есть главное – мотивация на деятельность. Если
ребёнку сказать: «Сейчас мы будет разучивать танец», то у ребёнка от этих слов
радости появится мало, т.к. разучивание танца - это сложный процесс. Но
стоит сказать: «Сейчас мы поиграем…», как ребёнку станет интересно и он с
радостью включится в процесс обучения.
Музыкальные игры достаточно разнообразны по
своему содержанию, видам и формам. Вот игры, используемые на занятии:
подвижные игры (сюжетные, несюжетные);
игры с пением (песенное приветствие, хороводы,
инсценирование песен, народные игры с пением);
дидактические игры;
пальчиковые игры;
ритмо-речевые игры (ритмодекламация, игры
голосом, «звуковые жесты», игры с палочками).
Благодаря применению в работе игровых методов и
приёмов, игровых технологий у воспитанников наблюдается положительная динамика
в развитии
всех направлений музыкального воспитания. Анализ
результатов диагностики позволяет сделать вывод об эффективности
образовательной программы и организации образовательного процесса.
Педагогические наблюдения показали, что музыкальные
игры способствовали лучшему усваиванию программного материала по развитию
певческих и музыкально-ритмических навыков, способностей восприятия музыки.
Применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к
самим заданиям, а также способствует развитию интеллекта, памяти, чувства ритма
и такта, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.03.2024
Дата обновления: 02.03.2024
Дата публикации: 12.10.2022